Свои
Псковщина, август 1941 года. Трое сбежавших от немцев военнопленных прячутся в сарае дома одного из них — снайпера Митьки (Михаил Евланов). Его отцу (Богдан Ступка), пострадавшему от режима, нелегко смириться с тем, что он укрывает от местных полицмейстеров (Фёдор Бондарчук) двух «особистов» — чекиста (Сергей Гармаш) и политрука Лившица (Константин Хабенский). На этом неблагополучном фоне складывается непростая ситуация вокруг деревенской девушки Кати (Анна Михалкова), которую любят и Митька, и полицай.
В рамках ретроспективы фильмов с участием Богдана Ступки на
В картине превосходно раскрыты характеры персонажей, которые неоднократно встретятся с выбором
Поворотным персонажем картины, безусловно, является образ старика, воссозданный Богданом Ступкой. В его исполнении старик приобретает фантастического размаха драматические черты человека, сначала сомневающегося, а после готового идти на всё ради родных. Герой Ступки (актёрскому дарованию благодаря) поразительно вплетается в общую панораму села, в котором подчас трудно определить, кто перед тобой сейчас — свой или чужой. Хотя остальные образы вроде Анны (Наталья Суркова) и полицая смотрятся более чем убедительно, нельзя отказать в таланте Ступки сыграть многогранного, повидавшего в жизни и всё так же загадочного персонажа, который одним взглядом передаёт не только палитру сложных чувств, но и дух всего народа, вовлечённого в войну.
Особенную атмосферу драме придаёт манера съёмки фильма на цветную плёнку, «выцветшую» или «под хронику», в которой ярко выделяется зелёный цвет (цвет жизни) и подчеркнуто огненный цвет волос
«Свои» сняты на довольно нестандартную тему, могут вызвать нарекания и упрёки, но в одночасье поднимают с бездны подсознания уйму вневременных вопросов, общих не столько для военного времени, сколько для всего человечества. Тем самым авторы добились нужного эффекта: история, локализованная в рамках одной деревни, одного времени (начало войны) и десятка персонажей, обретает статус полезной к просмотру.