Рецензии пользователя Антон Филатов

Фильм начинается с мрачного серого эпизода «похорон» неизвестного человека, которого, матерясь, бросают в яму, заливают бетоном и засыпают сверху землёй. Крупный план тёмно-серого перемешивающегося бетона, которым вот-вот должны залить мёртвого человека настраивает на тяжёлое чувство безнадёжности и ужаса. Сам же серый цвет превалирует в течение всей картины как в дорогах, пейзажах и панорамах запустевших сёл, так и самих людях. Эта серость — как единый обобщённый персонаж фильма, который показан ещё более подробно, чем сам главный герой картины — водитель Георгий.

Георгий, в исполнении Виктора Немца, становится лакмусовой бумажкой: такой себе простоватый водитель, благородный в меру своей профессии, впитывает в себя весь ужас этого серого мира.

В картине есть несколько флешбеков, которые показывают, что зло, которое укоренилось в людях сегодня, имеет очень глубокие корни. Процесс вырождения этого общества имеет долгую историю. «Чёрное» и «нечеловеческое» прорастало в людях поколениями. Оттого и жизнь людей в картине выстроилась по законам дикой природы, в которой «человек человеку волк».

Чем примитивнее человек, тем больше у него предрассудков, и тем больше событий имеет для него мистическое значение. В фильме сцены на подобие привидевшегося человека, повешенного на дереве и других, только усиливают чувство, что людьми в это стране правит не разум, а какая-то сверхсила. Здесь продают трупы, школьницы становятся проститутками, все непрерывно матерятся, каждый третий — урод, а гробы заказывают ещё при жизни. На вратах в этот микромир человеческой серости стоят менты, стражи закона. Вот только закон здесь другой: кто кого обокрал — тот и в почёте, кто кого унизил — тот и сильнее. Милиция не пытается изменить людей вокруг, она как бы законсервировала этот микромир, получив приказ «никого не впускать и не выпускать».

Словно все, кто живёт здесь — люди безнадёжно злые, и от них никогда не дождёшься ни тепла, ни добра. Единственное их позитивное качество — это когда не делают зла. Они передают зло из поколения в поколение. Они словно слились воедино с этой серостью, нечеловечностью. Они и не догадываются, что жизнь может быть другой. Когда же в этот микромир бесчеловечности попадает посторонний человек — он сходит с ума, как главынй герой фильма. Оказавшись в этом микромире, он становится юродивым: замолкает, лицо становится отмороженным, глаза — стеклянными, а взгляд — пустым. Авторы фильма как бы показывают, что единственная возможность закрыться от этого микромира грязи — лишиться разума и ничего вокруг не видеть. Только при таких условиях человек может выжить в этом тупике.

Насмотревшись на них, насытившись этой ненавистью и грязью, не может возникнуть иного чувства, чем покончить со всеми ними — перестрелять их и уйти на край света.
Значительная участь в создании фильма оператора Олега Муту, который работал над такими шедеврами, как «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и «Смерть господина Лазареску». В прицеле его камеры буквально каждая деталь рассматривалась с документальной натуралистичностью. Но как видно по его предыдущим работам, именно такая правдивость съёмки передаёт самую суть вещей.

Большое значение в картине имеют цвета — каждый эпизод словно выдержан в какой-то своей тональности. И этот уникальный для каждой сцены оттенок по-своему влияет на психику зрителя. Создаёт своего рода звучание цвета.

Лента «Счастье моё» стала дебютным игровым фильмом режиссёра Сергея Лозницы, который до этого снимал только документальные ленты. Как сказал режиссёр в одном из интервью, из документалистики в этот фильм перешли и метод съёмки и непрофессиональные актёры. Сценарий к нему С. Лозница написал ещё в 2004 г., но тогда это была история о любви. Когда же дело дошло до съёмок — фильм перерос в нечто апокалиптическое. А название, оставшееся ещё от первого варианта сценария, только добавляет цинизма к истории в фильме.

Основные награды ленты «Счастье моё»:
Фильм-участник конкурсной программы Каннского кинофестиваля
Награда FIPRESCI и гран-при 40-го МКФ «Молодость» (Киев)
Приз за лучшую режиссуру и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на МКФ «Кинотавр»
Приз «Серебряный абрикос» МКФ в Ереване.
Гран-при XVII МКФ «Лістапад-2010» (Минск)
Гран-при МКФ молодого европейского кино Vоices (Вологда)

Написано под фортепианные концерты Рахманинова

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.