Рецензии пользователя Антон Филатов

Изображать Ватикан, как обитель добронравия и святыню католицизма — уже не столько традиция, сколько канон. Тысячи фильмов содержат кадры, в которых зрителя заставляют трепетать перед величественным видом папской обители. И если появляется фильм, в котором привычный пафос Ватикана умаляется, всегда появляется хотя бы несколько фанатичных католиков, спешащих назвать такую ленту провокацией.

Так поступили и с фильмом Нанни Моретти «У нас есть папа», который сразу после премьеры обвинили в цинизме и маловерии.

Однако режиссёр легко парировал обвинения в свою сторону: «Когда мне сказали, что в моем фильме мало веры, я ответил, что это так и есть! Мне жаль, но в Бога я не верю. Однако занимаемая мною позиция не направлена против верующих — мне просто хотелось показать Ватикан таким, каким я сам его вижу, а не устраивать провокацию…».

В подтверждения своей атеистической позиции Моретти исполнил роль психоаналитика, которому поручают разобраться в проблеме Папы.

Режиссёр сосредотачивается на «человеческой» стороне всей папской свиты. Вместо привычных проповедей, кардиналы в фильме говорят о вкусных пончиках и кофе со сливками, вместо шаблонного уединения, раскладывают пасьянс или играют в волейбол, а вместо строгого монашеского образа жизни, вяло расхаживают весь день по дворцу, а вечером не могут уснуть, глотая снотворное.

За кулисный мир Ватикана показывается в картине как интригующая правда о папском престоле, в то время, как всё «внешнее» в нём — попросту театр. И каждому, кто попал в труппу этого театра, каждый день приходится исполнять одну и ту же роль. Это не провокация, а вполне претендующая на истину трактовка образа жизни в эпицентре католицизма.

По мере того, как сами кардиналы показываются, как обычные люди, и зрителю становится понятен «испод» этого мира — постепенно открывается и проблема главного героя, только избранного Папы Римского Мельвиля. Эту проблему едва можно вписать в рамки общепринятого понятия «трагедия», так как этот человек переживает психический срыв после того, как конклав объявляет его приемником папского престола. Мельвиль вдруг понимает, что абсолютно не соответствует качествам Папы Римского.

В этого человека, ещё вчера спокойно жившего как обычный кардинал, вдруг вселяется вселенский страх, с которым ему просто не представляется возможности справиться. Обращаясь за помощью к докторам, у него не получается решить свою проблему. Бессилие, охватившее этого героя заключается в бессилии способов мышления, предлагаемых как церковью, так и психоанализом, при столкновении с актуальными проблемами.
Таким образом Мельвиль решает сбежать просто в город и побыть в одиночестве. Как-то раз он знакомится с театральной труппой, которая ставит его любимого Чехова, с которым у него связаны одни из самых ярких юношеских воспоминаний. Общение с актёрами и приобщение к театральной жизни не просто отвлекает скрывающегося Папу, но и вносит гармонию в его переживания.

Таким образом, театр проходит лейтмотивом фильма: от ненавязчивых намёков на искусственность всего происходящего в Ватикане в начале фильма до откровенного проведения прямых параллелей между ними.
Режиссёр Нанни Моретти малоизвестен широкому украинскому зрителю, несмотря на то, что этот фильм стал двадцатым в его карьере. Вместе с этим «У нас есть папа» стала шестой картиной, номинировавшейся на золотую пальмовую ветвь Каннского кинофеста, не считая участия в других престижнейших кинофорумах.

Критики отмечают, что сыгранная в этой картине роль психоаналитика самим режиссёром — и знаковая и в то же время необычна для Нанни Моретти. За этим мастером уже достаточно давно закрепилось звание интерпретатора и аналитика своей эпохи. Таким образом ситуация, когда врач-атеист попадает в окружение кардиналов в самое сердце папского престола, носит символичный характер. Оказавшись там, психоаналитик, а вместе с тем и сам Моретти как бы ставит диагноз католической верхушке.

Как правило, режиссёр играет в своих фильмах основных персонажей, на которых завязывается идея всего произведения, здесь же он уступил это место опытнейшему актёру Мишелю Пикколи.
Как отозвался о своёй игре сам исполнитель главной роли: «фильмом Нанни Моретти не грех и карьеру закончить». На момент участия в этой картине, актёру было 85 лет.

Многие критики отмечают в фильме декорации и костюмы, однако в них нет особой уникальности, так как все декорации были готовы уже сами по себе, а костюмы надо было не придумывать, а просто напросто скопировать с уже существующих. Поэтому сложности в их изготовлении заключались в том, чтобы «пробраться» в самое сердце Ватикана со всей многочисленной съёмочной группой и сшить для каждого актёра костюм, которых, следует отметить практически в каждом эпизоде не меньше двадцати, а то и около сотни.

Последний год запомнится началом тенденции «очеловечивания монархов», когда вслед за лентой «Король говорит!», рассказывающей о том, как глава государства пытался избавиться от заикания, выходит картина «У нас есть папа», спуская великих людей на землю. Наверное, смотреть такое кино — лучший способ воспитать демократию.

Написано под Scala & Kolacny Brothers

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.