Рецензии пользователя Антон Филатов

В который раз Ежи Гоффман обращается к достаточно непростой теме — совместной истории поляков, украинцев, русских и белорусов. Мастерством режиссера и новыми технологиями создан фильм, повествующий о битве, времен Советско-польской войны 1919–1921 годов. Сражение вошло в историю под названием «Чудо над Вислой». Своим именованием оно обязано тому факту, что Польша, добыв победу на голом патриотизме, остановила наступление Красной армии на Европу. Тогда большевиков заставили «строить коммунизм в одной стране».

Разумеется, Гоффман не отказал себе в удовольствии создать зрелищные батальные сцены. Лошади, танки, сабли, трупы… и другие суровые реалии военного времени (с ампутацией конечностей и поеданием животными трупов) убирают романтическую дымку от организованного насилия, которое так любят воспевать «некоторые». Однако не ждите от фильма «Варшавская битва 1920» перегрузки негативом. Руководствуясь шекспировским методом снятия напряжения, серьезный материал разбавлен юмором. И, конечно же, в картине не обошлось без любви. Светлое чувство актрисы театра-кабаре и улана польской армии представлено на фоне кровавых событий. Правда, их роман больше смахивает на сказку. Уместно ли это — дело вкуса.

Не изменяя себе (и своему стилю) Ежи Гоффман сделал удачный выбор актрисы на главную женскую роль. Героини его фильмов славятся красотой, и в этой картине исполнительница роли Оли Раневской не разочарует публику. Польская танцовщица и певица Наташа Урбанская сыграла актрису и по совместительству медсестру-пулеметчицу. Роль ее мужа и настоящего рыцаря (пусть и без доспехов) довольно хорошо исполнил популярный польский актер Борис Щиц, однако список актёров, показавших широкую палитру своего мастерства в ленте можно смело продолжить.

Яблоком раздора может послужить изображение сторон военного конфликта. В противовес славной польской армии и союзникам (в том числе казакам, во главе с харизматичным Александром Домогаровым) красноармейцы представлены как простаковатые и жестокие крестьяне. От большевицкой верхушки вообще разит кукольностью. Это вряд ли понравится не только ленинистам и сталинистам. Забывая о естественном праве в патриотическом кино негативно изображать враждебную сторону, режиссера могут обвинить в преднамеренном очернении красноармейцев. Это своеобразная мода, пришедшая на смену большевикам-освободителям, движимым идеями сделать мир лучше. Тогда белогвардейцев представляли ничтожествами, паразитирующим на трудовом народе.

«Варшавская битва 1920» может показаться слабее Гоффманской «Огнем и мечем», однако заслуживает просмотра. И дело не только в красивых кадрах, музыке, известных именах и 3D.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.