Рецензии пользователя Антон Филатов
-
Любовь
Amour (2012)16 июня, 2012, 00:00
Безусловный шедевр Михаэля Ханеке «Любовь» получил главный приз Каннского кинофестиваля 2012 года, поразив как киноведов, так и обычных зрителей. Под внешней простотой этой камерной картины кроется тонкое размышление одного из самых интересных европейских режиссёров о сути любви. Несмотря на то, что на эту тему снято и написано уже много, Ханеке предлагает зрителю посмотреть на это чувство под несколько неожиданным ракурсом.
Фильм рассказывает о последних днях жизни супружеской пары престарелых музыкантов Жоржа (
Жорж всячески пытается помочь своей супруге жить
Её физическая беспомощность подчёркивает, прежде всего, экзистенциальную хрупкость этой героини. Когда Анна уже не чувствует ничего кроме боли и не может произнести внятно ни единого слова, Жорж понимает, что в её жизни не осталось ничего кроме страдания. А смириться с этим горячо любивший её всю свою жизнь Жорж просто не может. Поэтому он решается на крайний поступок.
Любовь в таком возрасте заключается уже не в том, чтобы сделать друг друга счастливее и дать возможность почувствовать радость жизни, а в том, чтобы просто помочь друг другу не чувствовать себя хуже. Любовь становится здесь уже не эстетической (чувственной), а прежде всего этической категорией, когда людей объединяет ответственность друг за друга.
Действие картины максимально сосредоточено в квартире, где разворачивается практически весь сюжет. К старости мир человека постепенно сужается: интерес к новым местам и потребность в путешествиях постепенно вытесняют воспоминания. Поэтому со временем собственное жильё начинает заменять весь мир, а всё, что находится за порогом квартиры, уже не имеет для рядового старика никакого значения.
Квартира в ленте — словно третий главный герой. Местами даже режет глаз, как режиссёр умышленно избегает того, чтобы показать внешний мир. Их дому уделяется особое внимание: планы пустых комнат, коридора, приоткрытого окна навевают настроение одиночества и грусти.
Последний эпизод, когда оба главных героя выходят из своей квартиры, — метафора того, что они ушли из этого мира.
Учитывая, что практически всё действие сосредоточено на двух главных героях, большая ответственность была взвалена на актёров, которые их сыграли. Легендарные
Интересно и то, что в такой подбор актёров Ханеке вплёл своего рода аллюзию на сам кинематограф. Ведь как Трентиньян, так и Рива были
Жестокость, которая обязательно присутствует во всех фильмах Михаэля Ханеке, на этот раз обладает особой чувственностью. Необходимость убить человека — здесь не игра (как в его ленте «Жестокие игры»), и не обратная сторона морали (как в его «Скрытом» или «Белой ленте»). Необходимость убить человека показывается здесь, как единственная возможность помочь ему.