Рецензии пользователя Антон Филатов

Картина «Пожары» буквально обжигает кипящими в ней страстями, открывая перед зрителем весь ужас того, как война может исковеркать жизнь человека. Лента вскрывает нутро восточного мира с его жестокостью, бесчеловечностью и агрессивностью — тем, что практически беспрерывно обсуждается в мировых новостях.

Сюжет начинается с зачитывания завещания умершей матери. Последняя воля женщины перед её детьми-близнецами состоит в том, чтобы они отыскали своего отца, о котором никогда не слышали, а также своего брата, о существовании которого даже не догадывались. Шокирующая просьба матери заставляет их покинуть цивилизованную Канаду и отправиться на Ближний Восток, чтобы пройти по пути, который когда-то прошла она сама, перед тем как родила близнецов.

Лента разделена на главы, поочерёдно рассказывающие то историю самой матери, прошедшей буквально через ад, то её дочери, которая идёт по её следам, дабы восстановить события. Каждая глава, словно водоворот, всасывает в самую гущу событий, открывая перед зрителем всё новые и новые подробности жизни главной героини. Где-то на середине картины ты уже понимаешь, что обратно дороги нет и надо, несмотря ни на что, отыскать ответы на все вопросы.

Основной контекст фильма — гражданская война, её опасности и трагедии, которые показываются «без купюр». Большинство лент, поднимающих такие темы, эксплуатирует ужасы войны, чтобы запугать зрителя и произвести на него впечатление именно этим, а не своим художественным уровнем. Однако в картине «Пожары» видно присутствие руки художника: поэтические кадры, скрупулёзно продуманные планы, которые впечатляют своей композицией.

После просмотра в памяти остаются ни выстрелы, ни лужи крови и взрывы, которых полно в картине, а прежде всего, эмоциональные эпизоды, снятые символично. Например, сцена, в которой повитуха выпрашивает у работника тюрьмы двух новорожденных младенцев, которых он несёт в ведре, чтобы выбросить в реку. В течение всего этого эпизода зритель видит лишь чёрный экран и два пятна света от фонариков повитухи и тюремщика. Эти два лучика только что родившейся жизни, казалось, вот-вот захлебнутся в кромешной темноте, однако случай распорядился иначе.

Эмоциональное ядро картины держится на двух актрисах, исполнивших роли матери (Лубна Азабаль) и её дочери (Мелисса Дезормо-Полен). Первая играет стойкую, сильную женщину, которую не смогла сломать ни война, ни тюрьма, ни множество опасностей, с которыми ей довелось столкнуться. В свою очередь Дезормо-Полен показывает уязвимость и хрупкость человека, выросшего в мирное время. Если первая родилась в атмосфере военных действий, то вторая — уже в цивилизованном мире, и для неё всё то, через что пришлось пройти её матери, кажется просто невозможным. Именно глазами этой актрисы человек, относящийся к «золотому миллиарду», смотрит на события этой ленты. В ленте дочь не может поверить, что при всём благополучии её жизни от ужасной «средневековой» по своей сути войны её отделяет всего лишь одно поколение.

Безнадёжная меланхолия музыки Radiohead идеально накладывается на визуальный ряд фильма, усугубляя настроение тоски и печали.

Литературная подоснова этой ленты чувствуется из-за обилия событий, описанных в ней. Её сюжет основан на одноимённой пьесе Ваджи Муавада.

Картина была отмечена Гран-при кинофестиваля в Варшаве, а также призами многих других престижных кинофорумов. Кроме того, она номинировалась на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Написано под Kronos Quartet

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.