Рецензии пользователя Антон Филатов

Знакомство с этим фильмом начинается с того, что ты слышишь или видишь фразу «Это продолжение „Бараки“» (1992)! Наверное, нельзя придумать более точной формулировки, чтобы привлечь внимание к картине «Сансара». Ведь сказать, что «это видовая медитативная документальная лента, которая снималась в течение пяти лет в 25 странах мира и очень точно показывает картину сегодняшнего мира» — значит, по сути, не сказать ровным счётом ничего. Так как «Сансара» — настолько уникальное явление, что описать его какими бы то ни было терминами просто невозможно. Поэтому, когда спрашивают об этой картине даже самых красноречивых критиков, первым делом они говорят: «Это продолжение „Бараки“!».

В переводе с санскрита «Сансара» означает ‘непрерывный поток’. Это одно из ключевых понятий индийской философии, которое означает бесконечное число перерождений души и личности. «Перерождение» — своеобразный лейтмотив всей этой ленты. День — в ночь, животное — в мясопродукт, бытовая техника — во вторсырьё, человек — в прах, порядок — в хаос… и наоборот. Фильм имеет циклическую структуру, и если в нём показывают процесс рождения, то обязательно промелькнёт и момент умирания.

Конечно же, в самом фильме об этом не говорится словами. В нём вообще не произносится ни слова. Всякие вербальные средства здесь заменены феерической визуальностью. Невообразимые движения камеры, эффектные пейзажи, заставляющие задержать дыхание, обескураживающие и в то же время столь знакомые картины современного мира. Из всего этого главным образом и состоит эта картина.

Её бюджет — $4 млн., что для документального фильма является исключительно большой суммой. Документальные фильмы, бюджет которых превышал бы эту сумму, можно перечислить по пальцам. Примечательно, что продюсерам фильма удалось отбить практически три четверти бюджета. Это, безусловно, успех для столь сложной фестивальной ленты, бокс-офис которой обречён на провал.

Практически на каждом плакате этой ленты в любой стране обязательно значится, что фильм снимался в течение пяти лет. Этот действительно достаточно продолжительный период для съёмок фильма подаётся в качестве одного из преимуществ фильма. И действительно, лишь самые терпеливые и самоотверженно влюблённые в своё дело кинематографисты готовы посвятить пять лет своей далеко не всегда драгоценной жизни съёмкам очень специфического документального фильма, который придётся по вкусу далеко не каждому зрителю.

Однако же несложно посчитать, что начавшиеся в 2006 году съёмки «Сансары» припали как раз на время мирового финансового кризиса, который парализовал не только большинство кинопроектов, но и покрыл сединой головы всех бизнесменов, которые вынуждены были в тот нелёгкий период похоронить свои предприятия, капиталы, сбережения и многие другие ценности.

Найти же финансирование для столь дорого фильма в столь непростое время — это, по-моему, подвиг. Таковым и предлагаю считать поступок продюсеров этой картины Марка Магидсона, Салима Эмина и др.

Лента показывает практически все аспекты человеческого существования. Она создаёт своего рода монументальную мозаику, в которой отображается буквально каждая грань жизнедеятельности человечества.

«Сансара» настолько оригинальна, что не вписывается даже в фестивальный формат. Несмотря на то что она безумно нравится критикам в каждой точке мира, она была удостоена лишь одной престижной награды — Приза кинокритиков на фестивале в Дублине.

Однако истинный успех фильма в том, что он лишил дара речи большинство даже самых зубастых и говорливых кинокритиков. А многие ли фильмы способны на такое?..

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.