Рецензии пользователя Recensista

Вергилий Олдман (Джеффри Раш) — успешный пожилой аукционист и коллекционер женских портретов, который блестяще разбирается в искусстве и содержит собственный аукцион. Олдман тем не менее нечист на руку и многие подлинные шедевры пускает с молотка как копии к ним за бесценок своему подельнику Билли (Дональд Сазерленд). Неожиданный заказчик, некая Клэр (Сильвия Хукс), заставляет старика обратить внимание на себя своей таинственной болезнью.

Талантливый режиссер и сценарист Джузеппе Торнаторе снимает картины редко, но метко. Много лет назад он выстрелил «Каморристом» на тему мафии и гениальным «Новый кинотеатр „Парадизо“» о киномеханике Альфредо и мальчике Тото. Затем были «У них все хорошо» с Мастроянни, шедевральная «Пустая формальность» с Полански и Депардье, интересные «Фабрика звезд», «Легенда о пианисте» и «Малена». В 2006-м итальянец впервые снял триллер («Незнакомка»), а пару лет спустя во многом автобиографический фильм «Баария». Каждая работа Торнаторе, независимо от жанра и сюжета, — это подлинное событие в мире кино, которого поклонники терпеливо ждут годами. Однако не самое оригинальное «Лучшее предложение» вызывает ряд спорных вопросов, хотя, возможно, постановщик именно этого и добивался.

Торнаторе добился в, казалось, немного пресном искусствоведческом триллере совершенства — операторского, музыкального (Эннио Морриконе) и по традиции актерского (как это было с Нуаре и Депардье, Беллуччи и Раппапорт). К слову, Джеффри Раш, покоривший всех игрой в картине «Король говорит!», без сомнения, главное достижение ленты. Вся конструкция слегка затянутого триллера (или даже драмы) долгие два часа плотно держится на актерском даровании Раша. Британский актер смотрится как литой в амплуа прожженного аукциониста, как будто бы всему знающего цену.

Его герой — эдакий эрудированный интеллектуал, не снимающий в публичных местах перчаток, обществу предпочитающий уединение в своей секретной комнате. Согласно Торнаторе, галерея с портретами красавиц из разных эпох — это отдушина старика, которой он наслаждается в одиночку. На протяжении картины постановщик вкладывает в уста аукциониста фразу о том, что любой копиист, «повторяя» шедевр, вносит в него что-то от себя и обнаруживает свои подлинные чувства. Впоследствии именно это и сыграет с ним злую шутку: возомнив, что вокруг него должны быть одни произведения искусства, Вергилий теряет хватку, думая, что девушка рядом с ним — это шедевр.

В ленте холостяк Олдман поддается губительному соблазну, который начинается с того, что Клэр по телефону просит ведущего профессионала Вергилия распродать весь антиквариат, оставшийся в родительском доме. Внешне жесткий и бескомпромиссный аукционист проникается судьбой бедной девушки: из-за агорафобии она не выходит из своей комнаты. Добрую половину мелодрамы мы следим за упорядоченным миром Олдмана, его разговорами с невротичной девушкой и находками деталей от механического человека из средневековья. В сборке последнего ему рьяно помогает молодой инженер в лукавом исполнении Джима Стерджесса. Последний, между прочим, становится для Олдмана «наставником» и в делах душевных. В целом же мы наблюдаем, как закоренелый профи теряет голову от юной особы, влюбляется и твердит механику о том, что она «такая бледная, словно сошла с офорта Дюрера».

Торнаторе неспешно раскручивает шестеренки главной интриги своего творения; она, как и задумано, раскроется только тогда, когда эти самые шестеренки и детали превратятся в андроида. Порой даже начинает казаться, что Олдман будет всегда общаться с клиенткой через отверстие в стене. В какой-то момент «Лучшее предложение» перерастает в психологическую драму и расслабляет своим status quo. Впрочем, финальные двадцать минут развязки с необязательными эротическими флэшбеками не оставляют равнодушным никого; здесь Джеффри Раш, четко следуя указаниям режиссера, отображает на своем лице терзания человека, не сумевшего отличить оригинал от подделки.

«Лучшее предложение» — далеко не лучший представитель своего жанра, но по крайней мере это одно из лучших предложений за последние годы на кинорынке триллеров.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.