Рецензии пользователя simulacrum

Картину «2001 год: космическая Одиссея» легендарный Кубрик снял в соавторстве с писателем-фантастом Артуром Кларком. Рядом с другими работами режиссёра эта картина выглядит такой же противоречивой и сложной, как и другие его работы. Эта лента — глобальное размышление над тем, какое место занимает человек во Вселенной.

Красной нитью через весь фильм проходит намёк на существование непознанного инопланетного разума, существующего где-то в космосе, и о том, какое место он занимает во Вселенной. Фантазии на эту тему всегда интересовали писателей и режиссёров, являясь стимулом просто-таки для взрыва фантазии.

Рассказывается в ленте и о пределе возможностей человеческого разума — несколько нарочито показывается, что хоть и не существует пределов у Космоса, однако есть пределы человеческих возможностей. Сцена, в которой бортовой компьютер космического корабля даёт сбои по мере того, как он отдаляется от нашей планеты, показывает, что за пределами Земли начинают действовать другие законы и способности человека выглядят просто ничтожно на фоне необъятного космоса.

Научно-фантастическое содержание в этом фильме показывается наравне с философским. Лента «2001 год: космическая Одиссея» даёт возможность почувствовать природу космоса и проследить, как проявляется разум во Вселенной. Этому способствует и неспешность повествования в ленте с множеством статичным кадров и медленных сцен.

Такая неспешность действия передаёт атмосферу глобального пространства, в котором время развивается по иным законам. Показав на экране глобальное пространство Вселенной, Кубрик жирно подчеркнул мгновенность как отдельной человеческой жизни, так и человечества как такового. Лента заставляет задуматься о место человечества в Космосе: мы — затерявшаяся во Вселенной горстка людей или же одна из небольших шестерёнок в большом и сложном механизме мироздания?

Стэнли Кубрик в своём фильме максимально близко подводит человека к загадкам Вселенной, оставляя его как один на один с вопросами, на которые сложно отыскать однозначные ответы.

Ряд сюжетов здесь не связаны между собой, так что история, которая в нём рассказывается, выстроена не линейно, а мозаично. Поэтому зритель становится своего рода соавтором картины, додумывая взаимосвязи между отдельными эпизодами.

Каждая сцена в картине при том выстроена очень строго — несложно заметить продуманность цветов, так что костюмы персонажей не сливаются с цветами интерьеров. Как и в других своих фильмах большое значение Кубрик придал жестам и мимике, которые на экране продуманы до мелочей.

Акцент на визуальности подчёркивается в ленте её немногословностью. Таек, первое слово в картине произносится на 25-й минуте.

Пространство космоса в картине трактуется как пространство мысли и фантазии, которое ещё практически не познано человеком. Об этом красноречиво говорит финальный образ — гигантский зародыш человека, витающий рядом со звёздами в безграничной Вселенной. Человечество находится лишь в начальной стадии познания как внешнего, так и внутреннего мира.

Впервые в истории киносъёмки движения космических кораблей были сопровождены классической музыкой. Такое наложение даёт возможность безошибочно почувствовать внутреннее устройство миропорядка.

Кроме того, что этот фильм существенно расширил границы научно-фантастического кино, он ещё и стал первопроходцем во многих технических кинематографических приёмах. Среди прочего, этот фильм стал одним из первых, в которых была использована компьютерная графика.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.