Рецензии пользователя kinoepos

Есть такие фильмы, которые просто необходимо посмотреть каждому человеку, считающего себя образованным и эрудированным. «Американская история Х» один из таких фильмов. Это действительно культовое кино — настоящий шедевр, превосходно поставленный, великолепно снятый и обладающий глубокой философской мыслью. «Американская история Х» — произведение, которое смело можно заносить в свою фильмотеку.

Вообще я удивляюсь тому, что у американцев, иногда (очень редко, но тем не менее) появляются такие глубокие произведения. С их то духовным развитием. И чем больше я над этим задумываюсь, тем больше склоняюсь к мысли, что всё это происходит случайно, где-то на подсознательном уровне. Всё-таки общечеловеческие гены дают о себе знать, и жизнь туловища иногда переходит в более духовную. Данная американская история Х это суждение подтверждает.

Название фильма — «Американская история Х» происходит от одноименного названия школьного сочинения, которое вынужден за одни сутки написать Дэнни Виньярд — старшеклассник рядовой американской школы. Вынуждает его это делать чернокожий директор этой самой школы. А всё из-за того, что предыдущие сочинение Дэнни было написано по книге «MEIN KAMPF» Адольфа Гитлера. Явно выраженные расистские наклонности мальчика совсем не по душе чернокожему директору Суини, но он знает, как исправить парня, направить на путь истинны и справедливости. Дело в том, что в этот же день из мест не столь отдалённых, а говоря точнее из тюряги выходит старший брат Дэнни — Дерек Виньярд, которого Виньярд младший боготворит. Дерек отмотал свой срок за убийство двух чернокожих. В отличие от Дэнни, директор Суини знает, что произошло в тюрьме с Дереком, знает каким выйдет на свободу кумир младшего брата. Поэтому и задаёт писать сочинение. «Американская история Х» — сочинение про Дерека Виньярда, старшего брата.

На экране мы видим жизнь Дерека вначале глазами его младшего брата, а затем и по рассказу самого Дерека, жизнь сложную полную заблуждений и драмы. Виньярд старший выдающаяся личность — настоящий лидер, такие люди, обычно, добиваются в жизни многого. Но Дерек рос под влиянием отца-расиста, работающего пожарником. Расистские взгляды плавно перекочевали и в голову к сыну, а после смерти отца (при тушении пожара в негритянском квартале) основательно засели там приправленные злобой, ненавистью и жаждой мести. Более того, повзрослев, Дерек попадает под влияние человека желающего создать свою неофашистскую организацию, которому как раз нужен лидер для необразованной молодёжи. Дерек и становится таким лидером. Но выбранная дорога приводит его в тюрьму. Сцена убийства двух негров является одной из самых эффектных в фильме. Самая эффектная и трагическая будет в конце. А пока пример того, как об угол бордюра можно сломать челюсть, вызывает у зрителей бег мурашек по спине. С этого и начинается путь, ведущий к изменению личности Дерека.

Тюрьма полностью меняет жизнь и взгляды Виньярда, что не проходит безболезненно. Пройдя круги ада, поняв жизнь в многонациональном обществе, отношения людей и увидев, что настоящие друзья могут быть и с иным цветом лица, Дерек становится другим человеком. Кто-то может возразить, что такой кардинальной перемены быть не может, так резко не меняют свои взгляды и убеждения. Нет, господа, очень даже может. Если человек имеет силу воли и является настоящей личностью, то у него хватит сил понять и признать свои ошибки. Да, это очень сложно, особенно признать пред всеми свои ошибки и заблуждения, но возможно для настоящего человека. Авторы «Американской истории» и пытаются донести нам мысль о том, что никогда не поздно изменить себя, никогда не поздно признать свои заблуждения, мы сами вершим свою судьбу и только мы в ответе за нас самих.

«Американская история Х» не рядовое кинопроизведение. Здесь нет обычной для американцев политкорректности. Да и какая тут политкорректность, когда белые мочат нигеров, а те в свою очередь белых; когда тёмные стороны души показывают независимо от цвета кожи персоны носящей эту душу. Фильм однозначно учит хорошему, что тоже является редкостью для американского кинематографа, учит превосходству души над грубой физической силой, учит быть сильной личностью и смотреть на жизнь не только в чёрно-белых тонах. И хотя «Американская история Х» заканчивается трагически, я бы даже сказал — резко трагически (снова нестандартно для американцев), после просмотра не чувствуешь безысходности. Горе и жалость да, но не безысходность.

Великий фильм с великим актёром в главной роли. Дерека Виньярда играет мастер Эдвард Нортон. Кто бы ещё так убедительно смог сыграть такую роль, так естественно показать две абсолютно разные стороны души одного человека? На Оскаре-99 за американскую историю он номинировался на лучшую мужскую роль, но к сожалению незаслуженно не получил её. Кто получил, не помню, его имя кануло во времени, а эта роль Эдварда Нортона останется надолго в памяти. Кстати, вокруг фильма разгорелся скандал, после того, как Эдвард Нортон в частном порядке перемонтировал фильм, увеличив в нем собственную роль, а заодно смягчив резкие заявления режиссера Тони Кэя. Тот в ответ требовал убрать его имя из титров. Не знаю, что там было изначально в фильме, но кажется именно благодаря Нортону, фильм и получился с такой интересной философией и психологией. Значит он был полностью прав.

Оценка американской истории только 5++, ибо история эта получилась жизненной, великолепно снятой. Оператор (он же режиссёр Тони Кэй) поработал мастерски, особый плюс за замедленную съемку. Ну и про музыкальное сопровождение невозможно не сказать восторженных слов. Вообще этих слов уже не хватает. Так что если, Вы ещё не смотрели «Американскую историю Х», немедленно исправьте эту ошибку, а если смотрели — посмотрите ещё раз, откроете что-то новое.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.