Рецензии пользователя aliennaire

  • Элизиум
    Elysium (2013)

    I got to break my other arm to get attention?

    9 октября, 2013, 21:35

Сразу со старта, русский подзаголовок о рае не на Земле (радует, что в украинском к названию фильма не стали прикручивать хвостов) звучит как самокритичная издевка над своей же аудиторией, которая в свою очередь (и в унисон со всем остальным миром) смеется над глупыми американцами, требующим разжевывания любого куска интеллектуального продукта. С большей пользой для образования было бы написать «Элизиум: смотреть греческую мифологию», а не давать оценку летающей на геостационарной орбите идеалистической обители, в головах жителей которой тоже могут быть свои тараканы. Короче говоря, хотите получить непредвзятое представление о фильме по его названию - есть просто «Элизиум» и точка.

«Просто «Элизиум» с легкостью падает в категорию напичканных потрясающимися графическими эффектами летних околонаучно-фантастических экшен-фильмов, коих мы уже как минимум три штуки успешно переварили за этот год (Oblivion, After Earth и Pacific Rim), и которые представляют собой эдакое адаптированное поппури-2013 из ранее отснятого. Если вы подходите к просмотру фильма уже «подкованными» в этой области, то по привычке, вместо того, чтоб углубляться в сюжет, критично загибаете пальцы: какое вопиющее классовое неравенство, граничащее с геноцидом, - прям «Gattaca» (1997) какая-то; какие красивые виды Элизиума - «Serenity» с их планеткой Мирандой (2005) просто отдыхают. И это только первые три минуты фильма.

Однако автор фильма идет дальше и награждает свое творение еще двумя особенностями, умаляющими успех фильма на рынке (в финансовом выражении) и в восприятии потребителей (в контекстном отношении). Первое — категория R от MPAA, отваживающая подростковую аудиторию от кинотеатров, и следовательно, заведомо снижающая сумму кассовых сборов. Второе — способная вызвать недоумение, как сбоку бантик прилепленная наивная история о бегемотике и сурикатике - к достаточно жесткому повествованию.

Ведь, как мы можем обсудить со стороны, некоторые кровавые сцены можно было или подрезать или снять с другого ракурса, ругаться поменьше или полегче, не пить и бросить курить в камеру, и можно было бы вообще обойтись без смертельно больной дочечки, хватило бы только ее мамочкой, а еще... и в дополнение... СТОП!

«Мне нужно сломать другую руку, чтобы добиться внимания? Потому как я сломаю ее», - данная реплика главного персонажа помимо отчаянной просьбы о встрече к подруге детства, также пророчески суммирует характер всех событий, которые его ожидают, и среду-прием, при помощи которого, я верю, Нил Бломкамп хотел передать свое сообщение, снимая этот фильм.

Не секрет, что в гротескно представленном мире с двумя диаметрально противоположными полюсами (богатство и роскошь Элизиума против бедности и грязи Земли) и сама фигура Макса является аллегоричной параллелью со спасителем из Нового Завета: в своем пути наверх (Голгофа=Элизиум) к месту своей экзекуции он сам несет свой крест (вид экзо-костюма Макса со спины), он распят на этом кресте (в буквальном смысле, металл привинчен к костной структуре своего носителя), получает ранение от пики под ребро (мачете Крюгера) и также в руку (стигматы=довольно очевидный акцент в финальной битве на кровоточащую ладонь Макса), он физически ослаблен (истерзан=смертельно облучен) и в итоге, в общем, выполняет миссию по «спасению мира».

И все же личная трагедия Макса не является целью истории. Что удивительно для 100-минутной картины, в фильме присутствует довольно немалое число других ярких, запоминающихся персонажей, а насыщенность событиями и (довольно мрачными) полушутками отвлекают от нарастающей и надвигающейся, как снежный ком, катастрофической ситуации главного действующего лица. Тревожащих и жестоких сцен в фильме ровно столько, и размещены они с такой периодичностью, чтобы не дать зрителю возможности вернуться в комфортную психологическую зону. Чтобы выбить из уютного мирка своих представлений, ожиданий и заставить уделить внимание сообщению фильму.

В одном из интервью, предшествующих выходу фильма, режиссер охарактеризовал все сегодняшнее человечество той же фразой, которой Спайдер описывает состояние Макса: «Actually, you seem all weak and f****d up!» (Вообще-то, выглядишь ты совсем больным и (цезура) уставшим). Если принять во внимание эту аналогию, и сопоставить остальные характеристики рассматриваемого персонажа и состояния нашего вида homo sapiens в целом, то и здесь тоже заметно сходство: мы не особо печемся о месте своего обитания, с запятнанной репутацией в прошлом, эгоистичны, с легкостью попадаем в неприятности, с ослабленным иммунитетом, принимаем в непомерном количестве лекарства и обвешаны техно-гаджетами. Можно предположить, что роль персонажа Макса в картине двояка: он олицетворяет и спасителя… и спасаемое одновременно. То интервью Бломкамп завершает в сомнениях, что человеческая раса сможет самостоятельно выползти из той ямы, которую себе долго и старательно копает, вероятно, потому и такой финал был предписан для главного героя.

“I've figured out why the hippo did it”(Я понял, почему бегемот так поступил), - финальная фраза Макса суммирует переворот его мировоззрения и подводит черту тому условию, при котором у homo sapiens могут появиться шансы выжить. Наивное объяснение ребенка, что бегемоту нужен друг, не устраивает главного героя. Взрослея, мы замечаем, как трансформируются наши взгляды на природу и принципы взаимоотношений, и какими разными оттенками окрашиваются варианты дружбы. «It doesn't end well for the meerkat» (Это не заканчивается ничем хорошим для суриката), «What's in it for the hippo?» (Что с того гиппопотаму?) - любой взрослый рационально предположит, что (выражаясь детской терминологией) лучшим другом для бегемота будет ...другой бегемот, или носорог, или на выбор другое млекопитающее соизмеримого размера.

Однако и изначально, что определяет любого из нас, как взрослого человека? Без лишнего пафоса и по-просту говоря, бегемоту нужен был кто-то, о ком бы он мог заботиться, дарить свое внимание. То, в чем на сегодняшний день болезненно нуждаются и эта планета целиком в экологическом плане, и наши отношения друг к другу на межличностном уровне.

Я искренне надеюсь, что с выходом фильма в продажу на дисках, который намечен в декабре 2013, «Элизиум» будет пересмотрен (помимо самой истории, одни лишь приемы съемок, монтаж, звук, динамика фильма и игра актеров достойны быть увиденными) и переосмыслен (огромная благодарность Бломкампу за отутствие пафосных речей и некую недосказанность). И мне кажется, что данный фильм повторит судьбу раннего детища Нила Бломкампа, ставшего «спящим хитом».

9 из 10 (потому, что десятки - только Alien/Aliens).

PS. Ностальгически порадовали прямые отсылки к Aliens в виде имен подельников Крюгера — Drake и Crowe.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.