Рецензии пользователя Gijom

Перед зрителем одна из тех картин, что оставляют о себе двоякие впечатления. Ее следует рекомендовать смотреть только с комментарием: «Ничего ни читай о фильме, просто садись и смотри». Выскажу предположение, что на каждого зрителя он подействует по-разному.

Итак, завязка обещает нам таинственное, лирическое настроение. Тем не менее его не случается. Сцены по-настоящему прекрасные — вроде той, где бессловесная Ада (Холли Хантер) потрясающе красиво играет на пианино на берегу моря, — сменяются чуть ли не «чернухой», когда она возвращается к мужу (Сэм Нил), шлепая по грязи. Подобные контрасты подстерегают зрителя буквально в каждом из эпизодов «Пианино». Размеренная и спокойная жизнь Ады с дочерью в Шотландии, где у них был свой домик с садом, сменяется серыми, грязными пейзажами Новой Зеландии, куда они приезжают к Алисдеру.

Скорее всего, режиссер хотел этими малоприятными вставками показать нам неправильность отношений женщины с посторонним ей мужчиной. И именно грязный новозеландский ландшафт становится фоном для порочных, грубых страстей, лежащих в основе сюжета фильма. Каждая встреча Ады с Джорджем (Харви Кейтель), впоследствии ставшим ее любовником, — подобна душевной пытке. Их отношения вызывают негодование, отвращение. К примеру, каждый из уроков музыки у Джорджа оканчивался сценой созерцания — жадного, похотливого. В то же время, кажется, именно эти дикие, животные чувства и нужны были некогда чопорной героине. Провокация и толчок, похоже, единственное, чего ей не хватало, чтобы с головой погрузиться в греховное падение.

Впрочем, сам муж, Алисдер, ничем не лучше этой парочки. По причинам, известным разве что лишь создателям «Пианино», он не хочет забрать инструмент к себе домой, зная, что ничто для Ады так не дорого, как он. Он будто сам толкает ее на измену, отправляя к Джорджу играть, а позже, узнав об их отношениях, жестоко лишает ее смысла жизни — способности заниматься музыкой.

В общем, если обобщить все вышесказанное, можно сделать вывод, что в картине не появляется ни одного такого персонажа, к которому можно было бы испытать чувство жалости, сочувствия или даже симпатии. Когда в одной из финальных сцен все они плывут в одной лодке, хочется лишь одного — чтобы она перевернулась и унесла на морское дно негодяев.

В то же время спрашиваешь себя: а можно ли так жестоко осуждать Аду? Да, она следует каждому из своих желаний, совсем не задумываясь о последствиях. Но многие женщины так живут всю жизнь. Она влюбляется в мужчину, который дает ей шанс говорить, говорить именно тем способом, каким у нее это получается. При этом между ней и мужем грандиозная дистанция, пропасть, они фактически не знают друг друга. Да и Бэйнса при желании оправдать можно, ведь он встречает тонкую, чувственную натуру среди туземок-аборигенов, и любит ее так, как умеет. Так или иначе, финал картины несколько скрашивает топорность всего происходящего ранее: Джордж и Адель вместе, они счастливы, полны любви и она получает возможность играть.

Что безусловно хорошо в ленте «Пианино» — так это музыка. Она по-настоящему оживляет и будто разукрашивает серость фильма, добавляет чувственности.

В целом картина Джейн Кэмпион получилась, на мой взгляд, ниже среднего уровня. При очень интересной задумке реализация, что называется, подкачала. Персонажи получились плоскими и пустыми, они не способны любить, и движет ими только сексуальное желание, похоть. Так или иначе, но фильм оставляет пусть скорее негативное, но впечатление, запоминается, и некоторые кадры из него подолгу остаются в памяти.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.