Рецензии пользователя PokerFace

Приготовьтесь к тому, что на ближайшие два с половиной часа все ваши чувства переберутся к вам в ноздри. Вместо мозга принимать решения будет нос, а узнавать мир вы будете не по картинкам, или ощущениям, а исключительно по запахам. Это необходимо для того, чтобы хоть чуть-чуть попытаться почувствовать себя героем картины Тома Тыквера «Парфюмер: История одного убийцы». Хотя, если серьезно, то на время просмотра глаза вам понадобятся как никогда в жизни. Они станут самым счастливым органом, ведь именно они будут впитывать происходящее на экране. А впитывать там точно есть что.

До выхода на экраны «Парфюмера» считалось, что передать запахи на экране невозможно. Были, конечно, попытки, и в 50-х годах американцы создали машину, выпускающую аромат в определенный момент картины. Но это было удовольствие, вытянутое за уши. Зато в 2006 году каждый получил возможность увидеть ароматы наяву.

«Парфюмер» основан на одноименном романе Патрика Зюскинда и рассказывает историю Жана-Батиста Гренуя (Бен Уишоу) — мизантропичного чудака, живущего во Франции в 18 веке. Хотя нет, не так. Он не мизантроп, ему просто наплевать на всех людей. Он видит в них лишь носителей уникальных ароматов. Если бы все люди, кроме него, в один момент вымерли, он бы заметил это происшествие, только когда тела начали бы издавать неприятную вонь. Хотя и здесь Гренуй ломает все рамки: у него нет запахов приятных или неприятных. Для него все они своеобразны. Уникальность для него — критерий № 1.

Итак, родившись на парижском рыбном рынке, знаменитом своими миазмами, он должен был умереть, но решил выжить. Постепенно все люди, находящиеся вокруг него, начинают его пугаться, потому что он не излучает никакого человеческого или иного, запаха. Взамен этого он имеет дар гениально анализировать, запоминать и создавать ароматы. Как и всякий гений, Гренуй решает, что его миссия — создать идеал, высшую ступень запахов, который позволит манипулировать людьми, заставит их влюбляться, ненавидеть, делать все, что он пожелает. Для этого он начинает убивать, как только почувствует в человеке одну из составляющих будущего шедевра. Существует пословица, что истинную красоту необходимо видеть не снаружи, а внутри человека. Так и Жан-Батист улавливает не ароматы одежды, а ароматы тела. И чтобы достать эти сокровища, копилки необходимо разбить. Так же как нет для Гренуя хороших и плохих ароматов, нет для него и хороших или плохих поступков. Если надо, значит надо.

Актеры, собранные Тыквером, будто сходят со страниц книги и утягивают нас за собой на экран, чтобы мы стали частью феерии под названием «Парфюмер». Молодой британец Уишоу играет безмолвного героя, которому неинтересно происходящее вокруг него. Многогранный персонаж, он формируется из несчастного сиротского прошлого, чудовищного и гениального настоящего и страшного будущего. Именно ради будущего он сейчас плюет на все законы человеческого сообщества. А почему он должен им следовать, ведь он к этому сообществу не принадлежит…

Из остальных актеров особенно запомнился Алан Рикман, играющий роль отца одной из жертв Гренуя — Лауры. Насколько же великолепно может менять он свое настроение на протяжении доли секунды. Вне дома он строгий начальник, но когда он со своей дочерью, он — неимоверно любящий отец, готовый сделать все ради счастья своей единственной дочери. К сожалению, именно Лаура нужна, чтобы сделать счастливым Жана-Батиста Гренуя — величайшего парфюмера в истории человечества.

Режиссеру на пару с оператором удалось невозможное: посредством игры с цветами, им удалось научить нас нюхать глазами. В изображении сцен постсредневекового быта создатели картины не чураются в огромных количествах эксплуатировать нечистоты, наготу, кровь и самые низкие из людских инстинктов. Благодаря этому мы чувствуем то, что чувствовал бедный Жан-Батист, видим мир его глазами, то есть носом. И это идет параллельно с демонстрацией роскошной жизни знатного бароккового общества, где краски, цвета, оттенки льются через край. Создается впечатление, что оператор, буквально вторя главному герою, делает специальную выжимку, концентрат из каждого цвета и ошеломляет зрительные рецепторы аудитории.

Несмотря на то что это экранизация, а мы привыкли, что при переносе на экран значение и ценность текста теряются, о «Парфюмере» такого сказать нельзя. Картина получилась настолько филигранной, что необходимо признать: люди, критикующие ее за несоответствие тексту, так ничего и не поняли. На самом деле это не просто экранизация романа Патрика Зюскинда. Это самостоятельный художественный фильм Тома Тыквера.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.