Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Популярное кино приучило к мысли о том, что любовь проявляется, прежде всего, в страсти, поцелуях и объятиях, неприкрытой демонстрации чувств. И в финале зрителя обязательно ожидает хеппи-энд. Как в сказках: «Жили они долго и счастливо». В фильме «Любовь» от Михаэля Ханеке рассказывается о том, что может произойти после того, как влюбленные проживут «долго и счастливо».

Спокойная жизнь пожилых супругов-интеллектуалов Жоржа и Анны заканчивается, когда женщина заболевает. День ото дня ей становится хуже. Жорж ухаживает за женой, иногда к ним заглядывает немолодая дочь. Анна постепенно становится не способна самостоятельно следить за гигиеной, есть и даже ходить в туалет. Эта степенная и сдержанная седовласая женщина превращается в беспомощное тело. Муж становится ее сиделкой, ограждая их пристанище от любых вторжений. Он прогоняет даже дочь, не желающую смириться с угасанием матери, но и не берущую на себя ответственность и обязанности присматривать за умирающей. Жорж и Анна ничего не требуют: ни внимания, ни помощи. Их дом напоминает маленький и пустой забытый мирок. Только благодаря кинокамере зритель прокрадывается в их невеселое убежище, чтобы понаблюдать за невыносимо натуралистичными образами старения человека.

Не покидает мысль о том, какую же смелость надо иметь, чтобы сыграть такие роли! Сцена с овациями в начале фильма, возможно, не столько восхищение режиссера проделанной работой, но дань таланту 81-летнего французского актера Жана-Луи Трентиньяна и в особенности 85-летней Эмманюэль Рива. Неспроста оба артиста прославились, играя в культовых фильмах о любви: Трентиньян — в «Мужчине и женщине» Клода Лелуша, а Рива — в картине «Хиросима, моя любовь» Алена Рене.

Ханеке ставит своего героя перед выбором: оставить больную жену в госпитале на попечение медперсонала или взять все тяготы ухаживания за ней на себя. Такой выбор очень драматичен в Западной Европе с ее высоким уровнем социального обеспечения. Но что может сбить с толку, к примеру, украинского зрителя, так это то, что здесь нет подобного выбора, а забота о стариках принимается как должное, от чего нельзя отказаться, ибо грех. И эта забота вызывает далеко не светлые чувства, нередко вытягивая наружу все худшее, что есть в человеке. Поэтому остается открытым вопрос: что означает решение Жоржа досматривать жену — повинность или любовь? Ему, интеллигентному мужчине, наверняка не знавшему, что такое грязная работа, придется ежедневно сталкиваться с физиологией и естественным отвращением. Но Жорж добровольно принимает на себя это бремя. Он понимает, что вместе с женой обрекает себя на социальную изоляцию, пока не покинет этот мир окончательно.

Время в фильме будто бы замирает, так же, как и все в кадре — так Ханеке представляет сцены безнадежной повседневности героев. Но разве это тот Ханеке, которого знают? Режиссер просто документирует мрачный быт двух пожилых людей. Но ведь привлечь внимание к тому, насколько неприглядно человеческое угасание, не может быть единственной целью режиссера. И, конечно, ему есть, что еще показать. Насилие, присутствующее во всех киноработах Ханеке, притаилось за дверью. Зритель получает свою шокирующую сцену и гору вопросов к картине в придачу. «Любит герой жену, не любит», — аудитория будто бы гадает на цветке. Так, что такое любовь по Ханеке?

Дочь героев, которую сыграла Изабель Юппер, входит в пустой дом в конце фильма — ее очередь тоже придет когда-то. С возрастом она также будет исключена из общества и лишена активной роли в жизни. В старости вы никому не нужны, кроме тех, кто действительно вас любит. Не факт, что ненадежный муж этой героини окажется рядом с ней спустя года. Тогда Ханеке незаметно вопрошает зрителя: уверен ли он в человеке, с которым встретит старость?

В успешных фильмах, как правило, рассказывается о тех аспектах жизни, с которыми хорошо знакомо большинство людей, которые они переживали на собственном опыте. Например, о влюбленности, дружбе, семье, мечтах о чем-то и т. д. Михаэль Ханеке снял фильм о том, что испытают все люди, но о чем никто не хочет слышать заранее. Старение и умирание такие, как они есть. Танатос без Эроса, как обычно в жизни и бывает.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.