Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Самый крупнобюджетный независимый фильм в истории кино и совместный проект режиссеров «Матрицы» и «Беги, Лола, беги» — уже достаточное основание, чтобы посмотреть «Облачный атлас». Но что же такого скрывается под громкой и многозначительной вывеской? А скрывается гуманистический эпос с небанальными сюжетами и изумительной актерской игрой. Но есть один нюанс: зрителю нужно всецело довериться режиссерскому замыслу, как врачу или духовнику, чтобы не искать смысл там, где его нет и закрывать глаза на странноватый грим актеров.

Роман современного писателя Дэвида Митчелла «Облачный атлас», изданный в 2004 году, считался одним из тех, которые невозможно экранизировать. Но семейный дуэт Вачовски и немец Тыквер управились с задачей и, похоже, вложили в сюжеты Митчелла собственный смысл. В фильме одновременно раскручиваются шесть историй из шести разных временных периодов: юрист, плывущий на корабле в середине ХІХ века; молодой композитор в 1930-х; журналистка, расследующая экономический заговор в 1970-х; пожилой издатель, скрывающийся от кредиторов в конце 90-х; выведенная в инкубаторе официантка Сонми в 2144; и отсталое племя в постапокалиптическом будущем. Одни и те же актеры появляются почти в каждой новелле. Главных героев каждого сюжета (а их играют разные артисты) объединяет родимое пятно в виде кометы, что как бы намекает на реинкарнацию единой души. Но реинкарнация здесь не главное. А главное — идея универсальности человеческой природы и взаимосвязи всего со всем, о чем зрителю сообщается даже в тэглайне на постере. Есть еще второстепенные сюжетные связки вроде дневника адвоката из ХІХ века, который попадается композитору, писем композитора у журналистки, культа богини Сонми после конца света и прочего.

Отличную актерскую игру не портит даже сложный грим. Все шесть ролей Тома Хэнкса, Холли Берри и Хьюго Уивинга одинаково ярки. Сьюзен Сарандон, Бен Уишоу, Дю-на Бай, Джим Броудбент не хуже, но в части новелл их персонажей очень мало. Видели когда-нибудь Хью Гранта в виде главаря кровожадного племени, рисующего себе череп на лице? Превосходный образ. Полноценное развитие персонажей из одного сюжета к другому получает лишь Том Хэнкс: он и алчный убийца, и сомневающийся ученый, и терзаемый сомнениями герой. Остальные играют или жутко плохих, или жутко хороших героев. Не повезло Уивингу — он здесь еще хуже, чем агент Смит. По замыслу фильма, у актеров с помощью грима меняли расовую и половую принадлежность, что получалось весьма нелепо. Азиат из Стерджесса никакой, как и рыжеволосая британка из Дю-на Бай и белая еврейка из Берри, а женские персонажи Уишоу и Уивинга не увидишь даже на самой кошмарной травести-пати.

Лана и Энди Вачовски вместе и Том Тыквер особняком разделили работу над шестью сюжетами поровну. По манере съемки и стилю режиссуры можно догадаться, кто за какие новеллы отвечал. Благодаря такому разделению труда «Облачный атлас» получился разностилевым: есть сюжеты возвышенно трагические, есть комические, есть мифические, есть детективные. Удивляет, что хеппи-эндов больше, чем предполагается. Во всех историях герои задаются вопросами морального выбора, совести и свободы. Если совсем грубо, то лейтмотивами всех историй являются свобода, всепобеждающая любовь и торжество правды. Это все, что надо знать зрителю, почти три часа следящему за убийствами, самоубийством, погонями, побегами и кознями злодеев. Это все, что разжевывается и вкладывается аудитории в рот. В качестве приправы — пространные закадровые монологи, напускающие еще больше пафоса.

Эксклюзивно от авторов фильма присутствуют темы однополой любви, расизма, борьбы с системой и какого-то полухиппарского, полуантиглобалистского общественного строя, который Вачовски продвигали еще «Матрице: Перезагрузке». Революция и борьба за неудобную правду-то, к чему приходит несколько героев. С одной стороны, мировая душа и вечные ценности — отличная идея для фильма, чтобы его признали шедевром и полюбили. С другой стороны, диктатура этой идеи в фильме превращает просмотр в школьный урок. Очень долгий школьный урок, заметим.

Великолепный монтаж превращает сложные переплетения нескольких сюжетов в динамичную и понятную единую картину. Монтажер, кстати, работал над «Парфюмером» и «Обителью зла». Вачовски не смогли устоять перед своей фишкой — эффектными замедленными съемками, благодаря чему в фильме есть абсолютно левая сюрреалистичная сцена битья дорогого фарфора. Узнается манера кинематографистов, когда зрителю показывают панорамы Нового Сеула в 2144 году и инкубаторы там же, или когда машина падает с моста в реку.

«Облачный атлас» — название секстета, написанного персонажем Бена Уишоу. Эта приятная мелодия развивается на протяжении всего фильма. Интересно, что соавтором музыки к фильму стал Том Тыквер. Саундтрек интересен, но до культовости не дотягивает, несмотря на намеки персонажей о том, что это величайшая композиция какого-то там времени.

«Облачный атлас» со всеми своими популярными нотками звучит парадной симфонией в честь ликования гуманизма, человеческого достоинства и других вечных ценностей. Безусловно, это очень правильный фильм. Даже слишком правильный: вся мораль лежит на поверхности. И не оставляет места для раздумий — а это отвадит от «Облачного атласа» дотошного зрителя. Большая аудитория может просто насладиться лихим сюжетом и талантливой актерской игрой. Есть подозрение, что «Облачный атлас» переосмыслят в другое время: уж слишком диковинно фильм воспринимается сейчас.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.