Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» столкнулся с проблемами не только до съемок, но и перед выходом фильма на экраны. Это не только уход из проекта Гильермо дель Торо, возвращение Питера Джексона, несколько лет работы и ненужные скандалы со смертью животных и авторскими правами наследников Толкина. Главным образом, это завышенные ожидания. Миллионы фанатов «Властелина колец» по всему миру, гора новых блокбастеров с еще большими бюджетами и сборами, новое подросшее поколение зрителей — это все в несколько раз увеличивает груз ответственности за новую трилогию, который лежит на Питере Джексоне, актерах и продюсерах. Но Джексон, похоже, на этот груз ответственности немного забил.

Основной сюжет «Хоббита» повествует о событиях за шестьдесят лет до «Властелина колец». Вначале пафосно рассказывается вся история королевства гномов, некогда полного сокровищ, но отнятого у гордого гномьего народа огромным огнедышащим драконом. С тех пор гномы превратились в кого-то наподобие цыган, и лишь чертова дюжина смельчаков во главе с потомком королей Торином Дубощитом собирается отвоевать свою родину. Делают они это именно сейчас, потому что пришел какой-то добрый знак. Собственно, действие начинается, когда Бильбо Бэггинс с кислым лицом встречает Гендальфа в лохмотьях, соблазняющего домоседа-хоббита увлекательным путешествием. Вечерком в домик к Бильбо по очереди заваливаются непрошенные тринадцать гномов и сам Гендальф, наедаются всласть и окончательно укатывают Бильбо пуститься в приключения. Остальные два с половиной часа, как и во «Властелине колец», наши герои долго идут и попросту натыкаются на всяческие неприятности в виде других фантастических существ и прочих радостей Средиземья.

Вернемся к расслабленности Питера Джексона. Многие считают «Хоббита» менее привлекательным братом-близнецом «Властелина колец». Если это и так, то братец вышел тем еще озорником! С одной стороны, в «Хоббите» на порядок больше юмора, чем в предыдущей трилогии. И это хорошо, иначе носатые и грязнобородые гномы выглядели бы угрюмо. С этими гномами, вернее неэстетичностью их внешности, была главная загвоздка и ключ к тому, почему «Хоббита» нужно было снять после «Властелина». Знакомым с предыдущими фильмами вся чудасия разных народов Средиземья кажется вполне естественной. С другой стороны, Джексон чуток удалился в социально-политические мотивы. В этом фильме больше, чем во «Властелине колец», видно, какие же эльфы — надменные засранцы. Гендальф предстает этаким борцом за обездоленных, социалистом среди совета в составе умеренной либералки Галадриэль и консерваторов Элронда и Сарумана. Заметно, что Питер Джексон позволил себе немного пошалить как режиссер.

Но постановщик также чересчур расслабился, скроив «Хоббита» по лекалам «Властелина колец». Те же панорамы, красивые, конечно, но не перехватывающие дух. До боли знакомые пещеры, леса и болота: дизайнеры будто достали те же самые файлы с шаблонами. Это простительно, ведь оправдывается пространственным единством обеих трилогий, но очень хочется еще хоть чему-то удивиться. Дракона зрителю в этом фильме практически не показывают, так же, как и Бенедикта Камбербэтча в образе Некроманта. Большинство знакомых из предыдущей трилогии актеров появляется на экране на чуть-чуть. Тогда кто остается зрителю? Здесь-то и кроется основное достоинство «Хоббита». 41-летний англичанин Мартин Фриман, знакомый зрителю преимущественно по сериалу «Шерлок», — истинная жемчужина новой картины. Он в секунду переигрывает Фродо с его лохматыми дружками. Персонаж Бильбо прописан однобоко, но Фриман вытягивает из характера и то, что можно, и то, чего попросту нет. Становится жалко, когда в сценах Бэггинса нет либо он не основной. Дикой харизмой берет зрителя Сильвестр МакКой: его лесному волшебнику Радагасту отведен только эпизод, но за это время он успевает одарить эмоциями зрителей и изобразить «Форсаж» на своих запряженных зайцами санях.

Разум и логику во время просмотра рекомендуется отключить: надо слушать песни гномов, следить за бесподобным Мартином Фриманом и лениво наблюдать за тем, как герои попадают в передряги. Иногда они влипают в них и выбираются очень глупо. Глупо Голлум теряет кольцо, а король гоблинов — жизнь. Сцена, когда Торин решил повыделываться перед бледным орком — просто пародия на типичный голливудский патетический экшен. Честно, то и «Властелин колец» повсеместно плошал с драматургией. Поэтому не удивляйтесь, если в кульминации непонятно откуда в самую трудную для героев минуту появятся птицы. «Фух, ну слава тебе, Господи, наконец-то они прилетели», — вздохнет зритель, ни на минуту не задумываясь об абсурдности такого сюжетного поворота. Не говоря уже о заморочках Гендальфа, который то пропадает куда-то без объяснений, то появляется, чтобы решить проблемы наших друзей. Логика сказки — именно так был построен «Властелин колец», так же двигается сюжет «Хоббита».

У фильма есть существенный недостаток: как в случае с «Аватаром», нет смысла смотреть его на маленьком экране — потеряется половина режиссерских приемов и, соответственно, эмоциональное воздействие. «Хоббит: Нежданное путешествие», несмотря на все его милые нелепости, — отличное развлечение, не больше и не меньше. Плюс еще приправленное парочкой уникальных актеров и прекрасной музыкой Говарда Шора.

Расскажите друзьям

Комментарии (1)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

0

Хочется сказать: "А судьи кто?". Хотя нельзя не согласиться с автором рецензии в том, что это уже не то, что мы видели и чувствовали в трилогии "Властелин колец". Наверное, если бы "Хоббит" вышел на экраны раньше чем "Властелин колец", то последний, подогретый "Хоббитом", вызвал бы еще больший фурор. Вообще то, для сказки в стиле фэнтази, фильм сделан не плохо. Представляю, сколько желчи вылил бы автор, рецензируя какой-либо отечественный фильм. Хотя сравнивать не с чем. Может только с фильмом "Руслан и Людмила"?