Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Полноценный полнометражный украинский фильм «Обычное дело» без стеснения говорит о том, о чем все знают, но предпочитают молчать. Адекватная, пусть и не привлекательная визуально постановка о жизненном кризисе простого украинца, способного мыслить.

Жизнь хуже обычной — такой бы слоган подошел этому трагифарсу. Толик лет тридцати-сорока работает в психиатрической больнице и мечтает издать книгу своих стихов. Дни его проходят в унынии, а откровения пациентки о том, что ей невмоготу притворяться счастливым офисным планктоном, еще больше убеждают в том, что он что-то в жизни делает неправильно. Из-за нелепого случая Толика увольняют. Жена Марта, играющая грибочков и желудей в ТЮЗе, ждет, что супруг обеспечит ее и ребенка. Толик не хочет работать в другой больнице по протекции своего внешне благополучного брата, а стихи его никому не нужны, возможно, и самому автору. Плутоватый друг Славик подбивает героя на сомнительный заработок, как, например, продажа человеческих фекалий в качестве удобрений. В поисках работы и реализации Толик, как Данте, проходит круги украинского ада, теряя последние лучики надежды.

Для режиссера фильма Валентина Васяновича — это дебют в полном метре. Почти двадцать лет назад окончив столичный киноинститут и позанимавшись в мастерской Анджея Вайды в Польше, он проявил себя документалкой «Против солнца». Снятая на черно-белую пленку десятиминутка о гончаре успешно поездила на международные кинофестивали.

В своем первом полном метре Васянович ухватил за больное место практически все пороки современного украинского общества. Взяточничество, аферизм, бессмысленный карьеризм, нищета, валяющееся на задворках искусство, жадность, прожигание жизни бомондом и много другого, очень знакомого. «Обычное дело» — редкий пример отечественного кино, сделанного без романтического пафоса. Романтика здесь есть — весьма угрюмая. Хорошие, по большому счету, стихи (часть из которых авторства актера Тараса Денисенко) и умные мысли главного героя резонируют с окружающим героя жлобством, но не дают ни единого намека на какой-то душевный и жизненный рай. Создатели картины рассказывали о том, что у главного героя не могло быть иного финала, кроме трагического. Толик вроде бы и предпринимает что то, но места ему в этом мире нет.

Другое дело — жизнеспособная философия Славика: разбогатей или умри. Рецепты для этого у него в наличии. Или взять что-нибудь, что никому не надо, и продать — говно. Или же взять что то, что ничего не стоит, но всем надо, — вера. Славик к успеху и приходит — в образе кандидата в мэры Святослава Червонецкого, заманивающего электорат новой религией. Этот герой — олицетворение не только аморального жизненного выбора, но и непреодолимого оптимизма и комической составляющей фильма. Это он выдумывает план «Энергетическая безопасность Украины»: скидывать экскременты в Чернобыльский реактор, а образовавшимся метаном (!) содержать всю страну, еще и экспортируя остаток на Запад.

В «Обычном деле» снялись, пожалуй, лучшие имеющиеся у нас актеры. Тарас Денисенко в роли уставшего от жизни Толика заставляет напрочь забыть его молодого Тараса Шевченко из «Поэта и княжны» или храброго влюбленного из «Фучжоу». Виталий Линецкий проявляет свои лучшие способности к перевоплощению соответственно развитию «карьеры» деловитого Славика. В эпизодах появляются Тамара Яценко, Олег Примогенов, братья-писатели Капрановы. Но самое яркое камео у светоча отечественного кино Михаила Ильенко: псих в больнице, который верит, что должен клацнуть выключателем света 128 или 129 раз для того, чтобы не случился конец света. Прекрасная метафора украинской культуры сегодня: кроме самих «митців», их миссия никому не заметна и кажется бессмысленной.

Конечно же, фильм «Обычное дело» не идеален. Приходится привыкать к аляповатости некоторых сцен, что не всегда можно списать на гротеск. Наркоманы вряд ли бы наваяли письменную жалобу, врачиха-мазохистка, которую шлепают на столе, вызывает чувство неловкости, а сынок вполне смышленого возраста не разговаривал бы так примитивно. Но картина не заставляет краснеть за оператора, художника-постановщика, звукорежиссера и других членов съемочной группы. Получилось приличное ироничное и в тоже время безгранично грустное славянское кино, скорее ближе к польскому, чешскому и балканскому, чем к российскому.

Восприятие фильма всецело зависит от настроения, с которым вы придете в кино. Если вы веселы, то похихикаете над жесткими, но забавными сценами. Если же печальны — не избежать вам мрачных мыслей о том, как все плохо в стране в целом, и в жизни отдельного человека в частности. Васянович сделал кино для масс, но не вызывающее брюзгливости у интеллектуалов. «Обычное дело» — фильм честный не только сюжетом и идеей: в отличие от большинства показываемых у нас картин украинского и русского производства, авторы не пытаются ничего втюхать зрителю.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.