Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Байопик о прославленном советском хоккеисте Валерии Харламове «Легенда № 17» — редкий случай качественного российского киномейнстрима. Это результат успешного сочетания голливудской рецептуры и советской наивности, отличный спортивный агитпроп, правда, не лишенный урапатриотического пафоса.

Жизнь Валерия Харламова — нападающего московского ЦСКА, 8-кратного чемпиона мира и 11-кратного чемпиона СССР — была весьма драматична. В середине 70-х он чуть было не завершил карьеру из-за страшной автоаварии, но смог успешно вернуться на лед. В 1981 году Харламов вместе с женой и родственником погиб в автокатастрофе. О печальном финале жизни хоккеиста в кинокартине не сказано ни слова. В «Легенде № 17» рассказывается о первых четырех-пяти годах становления спортивной карьеры Харламова, его конфликте с легендарным тренером Анатолием Тарасовым, первой любви и первой игре Суперсерии-1972 между сборными Канады и СССР.

Фильм открывается несколько неожиданно — сценой массовых забегов с быками в Испании, тогда же узнаем, что мать Харламова была родом из тех краев и звалась Бегония — прямо как растение. Художественного вымысла здесь нет. Бегония Харламова действительно была родом из басков и в советское время приезжала с детьми в родной Бильбао на лето.

Чуть не стоившее жизни маленькому Валерию противостояние с разъяренным животным удачно запускает дальнейшую динамику фильма. Сценаристы на протяжении всего фильма вытягивают убедительные конфликты и экшен. «Ссылка» в захолустный хоккейный клуб на Урале, ссора с ленивыми товарищами, спартанские тренировки, отношения с матерью, жаждущей внимания любимой и много чего другого — скучно точно не станет. Удивительно, но лишней кажется именно романтическая линия. Если бы всей этой (выдуманной, кстати) возни с возлюбленной-студенткой не было, то фильму вполне хватило бы истории о борьбе мужских характеров между собой: игрока, тренера и партчиновника.

Данила Козловский мужает на глазах, но его образ хорошего упрямого и целеустремленного парня достаточно однообразен. А вот от кого невозможно отвести взгляд, так это от Олега Меньшикова, безукоризненно играющего тренера-максималиста, не дающего спуску ни одному спортсмену. Голос, взгляд, напряженный подбородок — никакого внешнего сходства с реальным полноватым Анатолием Тарасовым, но какой же сильный образ!

Постановщик Николай Лебедев на теме прошлого натаскался, снимая сериалы «Апостол» и «Звезда», и в новом фильме ему удалось не испохабить по-современному жизнь в застойные 70-е. Но главная заслуга Лебедева, его оператора и монтажеров — сцены самой игры. Сумасшедшая экспрессивная нарезка, безумные скорости и обязательные реакции персонажей. Хоккей выглядит настолько аппетитно, что даже далекие от этого вида спорта зрители не могут оторвать глаз и невольно хлопают голам правильной команды.

О «правильной» команде стоит сказать отдельно. Так как действие происходит в советское время, то и советский спорт, и честь советского спортсмена находятся в эпицентре истории. В какой-то момент авторы фильма решают, что достаточно пленили внимание зрителей, чтобы дальше невзначай удариться в излишнюю мелодраматичность и патриотический пафос. Аудиторию буквально заставляют болеть за советскую сборную, над которой опрометчиво насмехались соперники. Уж совсем не к месту длинная сцена исполнения гимна СССР, во время чего канадцы пренебрежительно разминают челюстями жвачки. Все это попахивает навязчивой концепцией «нашего общего великого советского прошлого» и мифотворчеством, плюс можно поразглагольствовать на тему госзаказа с целью пропаганды хоккея в России. Последнее, кстати, отметим как позитив и галочку в карму создателей фильма.

Безымянные канадские хоккеисты, в лидерах которых угадывались реальные игроки «кленовой» сборной Бобби Кларк и Фил Эспозито, изображены чересчур карикатурно — чуть ли не как доисторические люди по сравнению с выправленными советскими красавцами. Иногда авторов «Легенды № 17» заносит в крайности, как в сценах импровизированных тренировок на атомной станции, или когда Тарасов «шаманит» на пустом поле, будто бы помогая сборникам в Канаде.

Несмотря на все излишества, «Легенда № 17» — отличное развлекательное кино с положительным примером для подрастающего поколения. В пользу фильма свидетельствует то, как быстро зритель забывает, что находится в кинозале, а не на ледовой арене.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.