Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Пятая и самая необычная экранизация небольшого романа американского классика Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Режиссер «Мулен Руж» и «Ромео + Джульетта» Баз Лурман максимально очистил первоисточник от глубины, превратив «Великого Гэтсби» в шоу для MTV.

Роман Фицджеральда о мятущейся обеспеченной молодежи 20-х и губительных чувствах богача Гэтсби к бывшей замужней подруге — это не самый насыщенный перипетиями сюжет. И первое, с чем столкнулись создатели фильма при адаптации, как спасти зрелище на экране от скуки. Во-первых, авторы ввели обрамление, будто бы рассказчик Ник Каррауэй не просто вспоминает все произошедшее, а пишет это для врача, у которого лечится от алкоголизма и депрессии. А во-вторых, Лурман заполнил сюжетные пустоты плясками и гламурными вечеринками, резкими наездами камеры и динамичными панорамами над заливами Нью-Йорка. В-третьих, сделал героев или максимально позитивными, или максимально негативными. Из-за чего Гэтсби стал просто отличным парнем с разбитым сердцем, Дэзи — идеальной девушкой, не разобравшейся в чувствах, а Ник — зачем-то творческой личностью. Хотя в первоисточнике персонажи эти гораздо неоднозначнее.

Новый «Великий Гэтсби» и пострадал, и обогатился от фирменного бурлескного стиля Лурмана. Режиссер и соавтор сценария вроде бы и буквально экранизировал книгу, расставив узнаваемые цитаты и символические детали, но избавил их от значения. Зритель не понимает, зачем ему тычут в кадре огромный билборд с глазами доктора Эклберга. Проблема еще в том, что самое важное в сюжете решается через чью-то болтовню. И вот здесь бы Лурману проявить талант постановщика. Но нет. В результате даже ключевая очная ставка мужа, жены и любовника выглядит комично и опереточно. И невыносимо долго. Как и финал с похоронами.

На первый план в фильме вышла эффектная и вычурная операторская работа, невообразимый блеск и масштабность декораций. Шампанское льется рекой, дамы в роскошных нарядах и парни во фраках танцуют под несмолкаемый дэнс-поп и R’n’B. А когда должно быть грустно, то поет Лана Дель Рей. А красиво подстриженные кустики кажутся живыми из-за 3D. И нельзя сказать, что это плохо. Это модный подход к экранизации, который, безусловно, нравится молодежи, но подход поверхностный. «Великий Гэтсби-2013» вписывается в тенденцию похожих экранизаций: последних «Анны Карениной» и «Отверженных».

Тоби Магуайр (Ник) выглядит молчаливым вуайеристом, больше других знающим о драме героев, и одновременно полным дурачком. По сути, он не может выглядеть иначе, чем нелепо, когда его все время делают свидетелем чужой личной жизни. И в такой роли Магуайр весьма органичен — лучшую кандидатуру представить сложно. Но, конечно, основное внимание досталось не ему, а ДиКаприо. Лео отлично справляется с ролью, но кажется, делает это на автомате. Надувает щеки от смущения, изображая взволнованного влюбленного, рыдает, теряя Дэзи, и чертовски обворожительно подмигивает кому надо. А появление главного персонажа на экране снято просто с зашкаливающим пафосом. Но насколько такое видение Джея Гэтсби режиссером и актером совпадает с образом разрываемого амбициями и одержимого любовными чувствами героя, — вопрос.

Даже комплимент внучки Фицджеральда, который, по словам Лурмана, она сделала картине на премьере в Каннах, не делает фильм «Великий Гэтсби» в 3D лучше. Это модный внешне и по-современному красивый длинный музыкальный клип, вдохновленный любовной историей из книги. Но никак не киноадаптация психологической драмы о фатальной страсти и невозможности счастья послевоенного потерянного поколения.

Расскажите друзьям

Комментарии (1)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

1

Вполне согласна, что операторская работа порой была навязчива, кроме того, сильно утомляли сцены, как-то неорганично вколоченные в видеоряд, чтоб оправдать его формат 3Д