Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

  • Вий

    Магия с разоблачением

    31 января, 2014, 11:01

Неожиданное прочтение самого мистического гоголевского сюжета представляет фильм Олега Степченка «Вий». Это также амбициозный международный проект, Украину в котором представлял телеканал «Интер». Лента настолько радует уровнем использованных в ней технологий, насколько удручает несостоятельностью режиссуры и монтажа. Но обо всем по порядку.

Новый «Вий» — это не мистика и не хоррор. Это детектив с четким антиклерикальным месседжем, указывающим на современные российские реалии. Знакомая история о Хоме Бруте, который три дня читал по панночке и умер от страха, — это только начало сюжета в «Вие-2014». К классической истории добавился инфернально-противный поп, запечатавший церковь вместе с оставленными внутри трупами Хомы и панночки, и белокурая дочь кузнеца Настуся, которая сошла с ума в тот же день, когда умерла панночка.

Главным же героем оказывается английский картограф Джонатан Грин, который хочет увильнуть от разгневанного отца своей возлюбленной и одновременно доказать ему, что чего-то стóит на этом свете. Он оказывается в Украине, где снежно-морозная погода сохраняется до апреля, народ темный и суеверный, все бухают или находятся в предвкушении попойки.

Джонатан заезжает на хутор, где разворачивались события классического «Вия». Англичанин — скептик, история замученного нечистью Брута для него не более, чем разгулявшееся народное воображение. Грина задерживает в селе отец панночки, чтобы тот заглянул в церковь, где лежит его дочь, ибо иностранец единственный, кто не боится. Волей случая Джонатан раскрывает заговор против жителей села и открывает глаза на то, что на самом деле произошло с панночкой и компанией.

Новый «Вий» можно проассоциировать с французским фильмом «Братство волка» — как сюжетно, так и визуально. Новая история по мотивам Гоголя, безусловно, интересна, местами перегружена милыми в общем-то деталями вроде переписки Грина и его пассии, но весьма запутана. Сказалось то, что над «Вием» работали в течение нескольких лет, сначала прорабатывая сцены с графикой, а вокруг них наращивая традиционную драматургию. Первое получилось на ура в ущерб второму.

За что надо похвалить «Вия», так это за отличнейшую работу концепт-художников и отвечавших за постпродакшен. Первым спасибо за действительно жутких внешне монстров: безногого казака в бородавках, птицы-скелета и мелких зубастых тварей с крыльями. Последние даже вызывают умиление — как миньоны, например. Все эти монстры детально и красочно прорисованы на компьютере.

К сожалению, удовольствие от настоящей хоррор-эстетики можно испытать лишь раз: в одной-единственной, но бесподобной сцене встречи Джонатана Грина с местным кошмаром. Правда, впечатления от этой сцены портит ее бессмысленность для сюжета.

Масштабный кинопроект «Вий» оказался не по силам режиссеру Олегу Степченко. За его работой сценарий потерял внятность, персонажи, за которыми угадывается какая-то глубина, получились нераскрытыми. В итоге, супружеский дуэт Чадова и Дитковските (парубок и Настуся) оказался каким-то инородным вкраплением в сюжете. Звезда «Особенностей национальной охоты» Виктор Бычков и Юрий Цурило остались неузнаваемыми из-за эпизодического появления на экране. Сам Бычков рассказал, что при монтаже каждому из актеров урезали значимые сцены. И только громадного Игоря Жижикина кажется на экране слишком много.

В каждом порядочном 3D-фильме есть кадры, оправдывающие использование этого эффекта. «Вий» не исключение, но и тут не обошлось без небрежности создателей. Трижды в лицо зрителя что-то бросается, и это вызывает не ожидаемый всплеск адреналина, но раздражение. Продакт-плейсмент, бич всего российского кино (ибо не один русский режиссер не может разместить его незаметно), в «Вие» убивает наповал. Досмотрите до конца — поймете почему.

Создатели фильма вроде как потратили около года на экспедицию в Украину ради изучения местных традиций, языка и т. д. Это странно, так как «Вий» настолько же украинский, как сделанные в Китае магниты для туристов. В суетливых персонажах угадывается русский национальный характер, как и проглядываются многие темы, злободневные для наших соседей. «О людях подумай — как же без головы-то», — образумят пана, проникшегося суицидными настроениями.

Идея отца-хозяина, засорения мозгов пропагандой и религией — это все же исконно русские проблемы. Вся национальная принадлежность «Вия-2014» проявляется в языке: подражание украинскому с русским акцентом так же режет слух нашему зрителю, как и русский с украинским акцентом — россиянам. Несмотря на это, «Вий 3D» остается интересным и важным проектом, в котором участие украинских кинематографистов (продюсеров и техперсонала) — это плюс.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.