Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Начали за здравие, кончили за упокой. Так лучше всего можно охарактеризовать трилогию «Хоббит», завершившуюся картиной «Битва пяти воинств». Как и ожидалось, финальная часть трилогии получилась наиболее пафосной и трагичной, что не совсем верно сработало из-за озорства и комичности «Хоббита» в целом.

С уверенностью можно сказать одно: чем младше зритель, тем больше «Битва пяти воинств» понравится. Чем старше зритель, тем сложнее закрывать глаза на нелепые режиссерские находки (вроде диалога Торина и Барда через «романтический» туннель в стене) и несуразные диалоги. В третьем «Хоббите» более всего заметно, что вторая трилогия по Толкину — это все же кино по мотивам произведений писателя, а не экранизация. Достойно развить и заполнить толкиновскую историю не удалось. Герои проговаривают очевидные вещи и впадают в патетику. Это же в фильме пытаются сочетать с разряжающими действие шутками.

Возможно, Питер Джексон просто очень хотел уложиться в сроки, возможно, утратил интерес к материалу в процессе работы. «Битва пяти воинств» написана и срежиссирована на тяп-ляп. Как и было в книге, гномов одолевает приступ жадности, как только золото возвращается к ним. Бильбо Бэггинс отходит в картине на второй план, харизма Мартина Фримана чахнет и сводится к двум гримасам: покерфейсу и недовольному сжиманию губ. На первый план выступает король гномов Торин, у которого в теории потенциально сильное развитие персонажа, но реализация его характера очень плоха. В иные моменты обезумевший Торин напоминает Джека из «Сияния»: в любом случае, он ходит с такой же шизофренично-угрожающей миной.

Что никак нельзя простить Джексону, так это упущенные возможности связать между собой обе его фэнтэзи-трилогии. Во-первых, часть сюжетных линий в «Хоббите» так и не закрыта: два фильма нас, зрителей, заставляли полюбить уйму персонажей, в итоге мы даже по-людски с ними не попрощались. Что с Тауриэль, что с людьми из Озерного города, что с гномами, что с Сауроном? Во-вторых, Джексон оставил одну-единственную отсылку к «Властелину колец», хотя мог бы порадовать фанатов гораздо большим количеством связей между двумя экранизациями.

«Битву пяти воинств», учитывая все выше сказанное, не стоит сразу зачислять к провалам. У картины есть достоинства — экшен, экшен и еще раз экшен. Похожая на World of Warcraft, нелогичная в отдельных моментах, но зрелищная. Зрелищность — главное качество фильмов, чей бюджет превышает сто миллионов, и главная характеристика «Битвы пяти воинств». Дракон испепеляет город — превосходно! Полчища орков движутся на крепость — восхитительно! То, что называется «рубиловом», по-детски захватывает. Отдельные экшен-сцены выглядят за гранью, даже со скидкой на жанр фэнтэзи. Впрочем, всегда можно свести подобные претензии к нулю, если вспомнить, что «Хоббит» — это сказка. Местами жестокая, местами напоминающая хоррор, но все же сказка.

Как и в большинстве блокбастеров этого года, в «Битве пяти воинств» можно усмотреть случайные аллюзии на политическую ситуацию, в которой мы пребываем. Все-таки в фильме один из конфликтов — уступить (землей и имуществом) или начать войну. Есть герой-пацифист, есть меркантильные участники, которые поддерживают войну, пока она им выгодна, есть те, кто ратует за насилие как единственно верный путь разрешения ситуации. «Заботься о доме, а не о золоте» — звучит из уст одного из героев. «Хоббита» можно, конечно, разбирать концептуально, но вряд ли это уместно: в блокбастерах всегда закладываются какие-то идеи, максимально простые, как данность, и всегда имеющие второстепенное значение для фильма в целом.

«Хоббит: Битва пяти воинств» — это первый в Украине фильм, который можно посмотреть в формате HFR (high frame rate) — в секунду прокручивается не 24 кадра, как обычно, а 48. Данный формат был опробован еще с первым фильмом, «Хоббит: Нежданное путешествие», но до Украины эта технологическая диковинка тогда не добралась, а за границей много зрителей жаловалось на дискомфорт и чуть ли не боль в глазах. «Битву пяти воинств» автор этой рецензии посмотрел в HFR 3D. К гиперреалистичному изображению пришлось привыкать где-то полчаса, иногда приходилось снимать очки, чтобы глаза отдохнули, но ближе к завершению фильма другой формат даже и не чувствовался. Неудобство было в основном из-за того, что эффект трехмерности терялся, стоило немного наклонить, поднять голову, чего при обычном 3D не происходит. Хотя, возможно, данное неудобство можно списать на какие-то проблемы с настройкой проектора, а не форматом.

Но основное впечатление оставило не физиологическое восприятие HFR, но эстетическое. «Это выглядит как трэш», — прозвучал комментарий подруги, работавшей ранее дизайнером в нескольких студиях постпродакшена. И действительно, гиперреалистическое изображение почему-то выглядит так, будто снято на видео, отчего «Хоббит» напоминает отечественные телесериалы или (что ассоциативно ближе) «Шоу долгоносиков» середины 90-х. Или даже финнский мини-сериал «Хоббиты».

Расскажите друзьям

Комментарии (7)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

0

Пустошь Смауга точно показывали в 48 фпс.


0

точно в Украине? а в каком кинотеатре?


1

Точнее не бывает. Батерфляй ДеЛюкс.


0

спасиб!


1

Я дома через TorrentStream смотрел 48 кадров/сек. Отлично сделано!


0

среди моих знакомых нет ни одного, кто отзывался бы о новом формате в духе "Вау! опупеть какая крутотень!" ))


0

Хм, думал что "связывание" трилогий в этом фильме точно будет, а оно оказалось иначе... Впрочем, сам еще не видел триквел "Хоббита",