Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Помните, как после «Сумерек» по Сети гуляла фраза «still a better love story than Twilight». Та же шутка применима и к «50 оттенкам серого». Эта эротическая мелодрама стала темой для мемов и пародий задолго до премьеры, но как оказалось, впечатление, сложившееся о картине заочно, гораздо интереснее ее самой.

«50 оттенков серого» - плод воображения английской домохозяйки под полтинник, взявшей себе псевдо Э. Л. Джеймс. Главным источником вдохновения для этой дамы были упомянутые уже «Сумерки» - свой фанфик она снабдила изюминкой, из-за которой и поднялась шумиха вокруг книги – садомазохистской эротикой. Сама эта фраза дает бурное пространство для догадок, как далеко может зайти сюжет. И литература, и кино знали многие примеры подобного, и у человека с обычной сексуальностью садомазо сцены вызывают отвращение, как бы они не эстетизировались.

Потому дикая популярность «50 оттенков серого» заставляла задуматься в первую очередь о том, неужели во всем мире так много женщин со скрытыми мазохистскими наклонностями. Эта же тема взбесила феминисток и борцов против насилия над женщинами. Судя по фильму, не так страшен черт как его малюют. Ибо показанное на экране даже тяжело назвать введением в садомазохизм. Похлопывания, щекотания перышками, связывания, не оставляющие следов, и никаких покраснений на коже после акта мучительной любви – это декоративный вариант BDSM, как его представляют домохозяйки или школьницы. Чтобы понять, от чего на самом деле следовало шарахаться Анастэйше Стил, влюбившейся в садиста, достаточно просто погуглить картинки на упомянутую аббревиатуру. Потому настоящим сабмиссивом становится не главная героиня, а зрительный зал, высиживающий два с лишним часа на сеансе «50 оттенков серого».

Феминистки могут спасть спокойно, ибо воспринимать «50 оттенков серого» как серьезную пропаганду женского самоуничижения нельзя. На экране мы видим сказку, которая не имеет ничего общего с реальной жизнью, и вообще, кажется, может быть убедительной лишь для девочек лет до 13. «50 оттенков серого» - это представления учениц средней школы об отношениях и идеальном парне, с которым обязательно, да что-то должно быть не так – иначе неинтересно. В данном случае быть счастливой Анастэйше мешают сексуальные предпочтения мистер Грэя, на которых он потом даже и не настаивает. Ну и вроде как его эмоциональная закрытость, что герои проговаривают, но что неочевидно по сюжету. Потому и основной конфликт вызывает недоумение – Анастэйша закатывает типично женскую истерику в духе «я обиделась, потому что ты что-то мог сделать или подумать».

Странная вещь: по сюжету, уму и постановке, «50 оттенков серого» - продукт для девочек-подростков. Но софткор-секс на экране доказывает обратное. Тогда весь кинопроект – огромный продюсерский просчет: либо вырежьте голые задницы и груди, чтобы попасть в подходящую аудиторию, либо не делайте сюжет для имбецилов. Ведь немало было вкусной эротики в кино: от «Эммануэль» до «9 ½ недель» и «Дикой орхидеи». Последние два – будто бы главные источники вдохновения для киноверсии «50 оттенков серого». И из-за цитируемой сцены с кубиком льда и из-за эмоциональной закрытости главного героя.

К сожалению или к счастью, автору рецензии не знаком литературный источник «50 оттенков серого». Но кто-то из зарубежных критиков писал, что экранизация оказалась лучше книги, такое же мнение сложилось у нескольких опрошенных зрителей. Тогда вообще тяжело представить, насколько плохи литературные «50 оттенков серого». Известно, что писательница Э. Л. Джеймс конфликтовала с создателями фильма, из-за чего в дело приходилось вмешиваться даже боссам студии Universal. Дескать, если бы не препятствия со стороны автора, то режиссер Сэм Тейлор-Джонсон могла бы снять фильм куда лучше. Это если и оправдывает вялую и дилетантскую драматургию фильма, то никак не совершенно безликую его режиссуру.

Для постановщицы эта картина является безоговорочным творческим провалом. Надо понимать, что Сэм Тейлор-Джонсон – она же автор «Стать Джоном Ленноном», она же уважаемый художник, работающий с фото и медиа-артом. Тем более странно видеть такой примитив, как «50 оттенков серого», вышедший под ее руководством. Нулевая работа с деталями (кроме, конечно, серого карандашика, который грызет Анастэйша, да ее нервически-сладострастных закусываний нижней губы) и образами героев, эротические сцены, снятые на уровне клипов Рианны – замылившие глаз, потому и асексуальные. Тейлор-Джонсон, что ли, сама стебется над материалом, с которым работает?

Клеймом на всю жизнь «50 оттенков серого» может стать и для исполнителей главных ролей – Дакоты Джонсон и Джейми Дорнана. Люди они внешне очень приятные, и пожалуй, это единственное, что не вызывает раздражения при просмотре. Но играть им нечего, да они и не стараются. Дорнан, имеющий немалый опыт работы в модельном бизнесе, показывает за все кино три выражения: безразличие, по-собачьи просящий взгляд и отвращение. Последнее – то ли от действий его персонажа, то ли от факта съемок в «50 оттенках серого» вообще. Есть подозрение, что Кристиан Грэй должен обладать каким-то маниакальным обаянием, вызывать страх и сладострастный трепет, но у Дорнана – лицо добряка, и с этим ничего не поделаешь.

Джонсон интереснее всего выглядит, когда полностью обнажена. Если у ее партнера Дорнана проблема просто в несоответствии образу, то здесь причина не в Дакоте, а в ее персонаже. Анастэйша Стил – забитая по неизвестным причинам девственница, которая превращается в мастера кокетства и манипуляции через полчаса после дефлорации. О какой-то психологической детализации персонажа или о том, чтобы дать ему какой-то бэкграунд, объясняющий поведение, речи не идет. Анастэйша Стил – это маска, которую, вероятно, могла примерить на себя любая читательница, а теперь и зрительница. О второстепенных героях лучше не вспоминать вообще – они раскрыты в фильме с такой же глубиной, как и мебель в кадре.

«50 оттенкам серого» не страшна критика – фильм сорвет кассу, сколько бы разумных доводов не приводили в пользу того, чтобы его не смотреть. В кино пойдут хотя бы для того, чтобы убедиться, а действительно ли это настолько плохо. А ведь куда лучше потратить то же время на занятие сексом, чем смотреть на потуги «50 оттенков серого» возбудить зрителя до невозможного нелепым и несексуальным зрелищем.

Расскажите друзьям

Комментарии (2)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

3

Сей "шедевр" не смотрела, и не собираюсь. Во-первых, потому что честно признаюсь: пыталась прочесть книгу, о которой ходило и продолжает ходить столько толков. Я люблю читать, и читаю быстро, поэтому было решено: конечно, прочту! Но не смогла... эту книгу вообще не смогла читать... Думала, может, дело в переводе, скачала родной вариант на английском, благо, сносно читаю и на этом языке. Нет, дело оказалось вовсе не в переводе. Это, действительно, бездарное чтиво от бездарного автора. Страшно подумать, что из себя представляют те люди, которых ЭТО увлекло (и как же их много оказалось, ад-кошмар!), кто смог ЭТО прочесть, да еще и до конца. Я поклонница эротического жанра, что не восходит к похабщине, порнографии. Если уж делать книгу, и, как следствие, фильм про БДСМ, то делать жестко, не ванильно и тривиально, как у автора. Как же все это утрировано и пошло! До тошноты, ну серьезно! Сразу же становится ясно, что человек об этом всю жизнь думал, может, даже мечтал и фантазировал, но на настоящее садо-мазо так и не решился. То, что такая "литература" становится бестселлером, а не сразу же, как заслуживает того - макулатурой, просто шок! Действительно, лучше потратить время на секс с любимым/нелюбимым/вообще-случайным-кем-нибудь (шучу, не склоняю!) человеком, чем потакать этой недо**а*а*ой масс-поп-культуре. Денежки, канешна, не пахнут...


0

Да уж, а ведь я знаю лично тех, кто ВОСТОРГАЕТСЯ книгой и фильмом... Занавес.