Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

В разговоре о блокбастерах принято обсуждать их бюджет, процесс создания сложных визуальных и спецэффектов, рекорды кассовых сборов – все то, что относится к индустрии кино, но не его художественным качествам. Нет повода ломать стереотип и в случае с фильмом «Мстители: Эра Альтрона»: как продукт киноиндустрии он гораздо интереснее, чем как визуальное произведение. И это притом что в «Эре Альтрона» как никогда ранее сделан акцент на личных драмах супергероев – но сделан формально, без души, потому что так надо.

«Эра Альтрона» - это одиннадцатый фильм марвеловской киновселенной – мегауспешного голливудского бизнес-проекта, вознесшего супергероев из комиксов во главу западной массовой культуры. В создание вторых «Мстителей» продюсеры вложили почти 280 миллионов долларов, которые окупились за счет недели проката. Теперь «Эра Альтрона» - главный претендент на звание самого кассового в мире фильма 2015, как три года назад это же достижение записали на свой счет первые «Мстители».

Marvel очень хитро развивает свою киновселенную. Познакомив зрителей почти с каждым из суперкоманды в соло-фильмах, свел всех вместе по принципу «больше –лучше». В «Эре Альтрона» шестерки главных персонажей оказалось мало – к ним прибавили двойняшек-мутантов Ртуть и Алую ведьму. И это не считая заявленного в названии антигероя – робота Альтрона.

Поражает, как создателям картины удалось слепить конфетку для массовой аудитории из, казалось бы, чуть ли не самого скучного комикс-сюжета о Мстителях. Действие не покидает пределы Земли, а герои весь фильм не могут одолеть хоть и суперумного, но робота. Там где логика не позволяет серьезно отнестись к сюжету, сработало режиссерское умение Джосса Уидона – надежного ремесленника, оканчивающего «Эрой Альтрона» свое сотрудничество с Marvel. Постановщик нагнал в фильм трагизма и пафоса невиданного масштаба, так что финальная битва выглядит серьезнее, чем все ключевые сражения Второй мировой. То, как снято, заставляет забыть, что батальные сцены перенесены в выдуманную страну из бывшего соцлагеря Соковию, которая выглядит так же нелепо, как звучит ее название.

Фанаты «Мстителей» благоприятно воспримут попытки комикс-блокбастера выглядеть серьезно. Вернее, попытки походить на главного конкурента – DC Comics, создателя Супермена и Бэтмена, которого часто критикуют за отсутствие самоиронии и излишнюю серьезность. Как мы знаем, визитной карточкой Marvel является как раз обратное – легкомыслие, не остроумие, но глуповатый юморок, который персонажи могут извергнуть даже в самые фатальные моменты. В «Эре Альтрона» это все осталось, перемешавшись с трагическими нотками. Считать ли такой винегрет изысканным – вопрос риторический, но он не возникнет под хрустящий попкорн и оглушающий шум из динамиков кинозала.

Напускная серьезность «Эры Альтрона» проходит через ее персонажей. Понятно, что формально у каждого из них – и в комиксах, и в фильмах – есть свои страхи, слабости, сомнения, хотя Marvel, в отличие от DC, никогда не делал на них акцент. Здесь же, судя по всему Мстителей решили показать, в первую очередь, людьми: все страдают, у всех в делирии воскрешаются образы самого ужасного из прошлого и настоящего. У одного из Мстителей, который в предыдущих фильмах не вызывал не то чтобы сопереживание, но даже раздражение, оказывается вдруг многочисленный выводок. У других супергероев – душевные травмы, подходящие больше мелодраматическим сюжетам. Но настойчивое давление слезы у зрителя, попытка поиграть на струнах души – бессмысленна. Отчасти из-за жанра, отчасти из-за того, что зритель привык забавляться на марвеловских фильмах. Драма и супергеройская доблесть, может, где и совместимы, но не в данном случае.

По иронии, самым живым из персонажей оказывается рукотворный Альтрон. Вот уж кого терзают противоречия. Напевая слова из «Пиноккио» о том, что он теперь свободен от нитей кукловода, Альтрон пытается познать человеческий мир. Правда, приходит он к не приятному для человечества, но не лишенному логики умозаключению: все зло от людей, значит, планету от них надо очистить. Альтрон мучается собственным несовершенством, желая переселиться в наполовину биологическую машину и обладает завидной для многих персонажей эмпатией. К сожалению, глубины образа Альтрона недостаточно, чтобы вторые «Мстители» считались умным блокбастером. Идея несовершенства человека, конфликта между создателями и их творениями – лишь верхушки их использованы в картине, потому что этого достаточно для кино бюджетом в сотни миллионов.

Киномаховик, запущенный Marvel в партнерстве с Disney, работает исправно. Глава комикс-гиганта Кевин Файги и его команда идут проверенными бизнес-инструкциями. Именно потому «Мстители 3» будут разделены на два фильма-погодки – как финалы всех богатых кинофраншиз. Остается надеяться, что хотя бы Танос – злодей из последующих фильмов – надерет Мстителям зад за их неуклюжие сопли в «Эре Альтрона».

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.