Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Джордж Миллер, некогда обычный австралийский доктор, захотевший просто попробовать свои силы в эксплуатейшн-кино, вновь утирает нос голливудской элите, снимающей боевики. «Безумный Макс: Дорога ярости» оказывается честнее, зрелищнее и умнее всего супергеройского хлама, занимающего первые строчки мирового бокс-офиса. Достоинства «Дороги ярости», к несчастью, оказываются и главной преградой фильма на пути к большому зрителю, привыкшему к CGI-халтуре с болтовней, детсадовской моралью и обязательными темами семьи и дружбы.

Разъезжающий по пустыне Макс был антигероем, еще когда никто не слыхал о моде на таких персонажей. В конце 70-х-начале 80-х это называлось просто «плохой парень». Превратившись в первом фильме из бравого полисмена в свирепого мстителя и отчаянного скитальца-одиночку, Макс так и остался в последнем образе – с редкими проблесками гуманизма. Герой поневоле – человек, который не хочет связываться с чужими проблемами, но нехотя оказывает помощь нуждающимся. Из-за этой особенности на «Безумного Макса» валятся упреки в бесформенности главного персонажа и сюжета: дескать, не имеет конкретной цели и во все передряги попадает случайно. Черт, а как может быть иначе в мире, скатившемся после ядерной войны до уровня разрозненных темных племен?

Постапокалипсис, каким его привыкли ассоциировать с «Безумным Максом», начался лишь во втором фильме «Воин дороги»: тогда уже Миллер принялся строить модель мира после глобальной катастрофы. Макс оказался в эпицентре конфликта между двумя небольшими общинами – мирной, у которой были ресурсы, и бандой головорезов, которая хотела их забрать. В третьей части нам показали уже постапокалиптический город, где есть правительство, которое может кое-как обеспечить народ всем необходимым по принципу «хлеба и зрелищ», но отказывая в элементарных правах немалой части населения.

Социально-политическое моделирование показанного на экране мира – одна из самых сильных сторон киносерии «Безумный Макс». В «Дороге ярости» модель общества усложнена, как никогда ранее. Макс попадает в город во главе с Несмертным Джо – изуродованным стариком, умудрившимся установить рабовладельческую клановую военную диктатуру. Он дает населению минимум воды и еды, оплодотворяет избранных женщин, а из своих генетически нездоровых потомков делает солдатов-фанатиков. Экономика города строится на тотальной эксплуатации, да так, чтобы ни один ресурс не был израсходован зря: из пришлых вроде Макса можно откачать здоровую кровь, женщин можно доить как коров (в виду отсутствия любой дающей молоко скотины в принципе). Покорность Несмертному Джо держится на отсутствии какого-либо просвещения и абсурдных верованиях в Вальгаллу, богоподобие властителя и еще кучу всяких мифов, основа которых, что любопытно, взята из реального мира до катастрофы – вплоть до сакрализации меню «МакДональдса».

Самое страшное, что показанная Миллером модель до ужаса реальна: если мир превратится в безжизненную пустыню и прежние знания утратятся, то новые темные поколения вполне могут объединиться вокруг тирана с торчащими изо рта трубками. И безусловный плюс «Дороги ярости» в том, что ничего из происходящего на экране не проговаривается, нет имбецильного справочного текста в начале о том, что когда где произошло и почему. Джордж Миллер следует золотому правилу драматургии и режиссуры: показывай, а не говори. Естественно, это приведет в ярость массовую аудиторию, привыкшую к ежеминутным комментариям из уст героев.

Отсутствие «рассусоливаний» - причина, по которой «Безумный Макс: Дорога ярости» оставляет общее впечатление безостановочного аттракциона. Начинаясь с откусанной головы ящерицы, экшен не выдыхается до тех пор, пока в финале не заглохнет мотор победителей. Изредка зрителю даются эффектно снятые передышки – восстающий из песка Макс или, наоборот, падающая в него в отчаянии беглянка Фуриоза. Большую же часть фильма занимает гонка на Военном аппарате – ковчеге для хороших героев, который преследуют изверги всех мастей. И гонка эта снята превосходно.

«Безумный Макс: Дорога ярости» подбрасывает киноиндустрии сразу несколько поводов задуматься. Во-первых, автором и режиссером картины является тот же человек, который создал предыдущие три фильма этой постапокалиптической киносерии. Неслыханное в наши дни явление: в другом случае киностудия попросту бы наняла какого-то крепкого молодого ремесленника, разбирающегося в «блокбастерных» тенденциях. Так, например, случилось с «Звездными войнами», выхваченными из рук их автора Джорджа Лукаса. Так происходит с каждой марвеловской картиной, где режиссер считается легко заменимым работником. Джорджу Миллеру же удалось сохранить «Безумного Макса» под своим контролем, пусть ради этого пришлось годами выбивать финансирование. Результат того стоит: «Дорога ярости» - плоть от плоти той «максианы», сделавшей в свое время переворот в австралийском кино, фильмах о гонках и постапокалипсисе. И несмотря на смену главного актера, «Безумный Макс» 2015 года – это «Безумный Макс» 80-х, только с другой цветокоррекцией.

Во-вторых, «Дорога ярости» - пример того, что сделанные по старинке, вживую, спецэффекты выглядят ничуть не хуже терабайтов графики, нарисованных на зеленом экране. Конечно, в новом «Безумном Максе» без CGI не обошлось, но когда вы видите на экране взрыв – это реальный взрыв, когда одна дичайшего вида машина врезается в другую – это настоящая авария. Приверженность традициям стоила Миллеру дополнительного времени на съемки, студии – дополнительных расходов на бюджет, а Намибии – гибели растений и мелких животных, оказавшихся на месте съемочной площадки. Но каждая выстраданная экшен-сцена в итоге захватывает дух, вызывает мурашки по коже и возглас «вау!».

В «Дороге ярости» Миллер довел образ Макса до универсальности, пускай и ценой несоответствия с сюжетом предыдущих фильмов. Герою мерещится дочка вместо годовалого сына, а с момента катастрофы прошло слишком мало времени, чтобы выросло поколение деградантов. Макс теперь – человек-миф, возникающий из песков пустыни и уходящий в них даже тогда, когда можно было бы осесть в мире и спокойствии. Франшизу можно продолжать вечно, лишь бы у Миллера хватило творческих сил, а у зрителей желания голосовать рублем за «Безумного Макса», а не только за «Форсаж-20».

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.