Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

«Земля будущего» - плод совместного труда бывшего пиксаровского аниматора Брэда Берда и шоураннера «Остаться в живых» Дэймона Линделофа, созданный под эгидой Walt Disney. Первый привнес в картину озорной экшен, как в «Суперсемейке», второй – загадки, ответ на которые разочаровывает, а легендарная студия возвеличила на экране саму себя: образ Земли будущего списан со сказочного замка на диснеевской заставке.

Главная героиня «Земли будущего» - подросток Кейси, очень умная девочка, любит науку, носит, как талисман, папин рабочий блайзер с надписью NASA, забрасывает учителей вопросами, на которые они ответить не могут. Ее подростковый бунт заключается лишь в том, чтобы сломать машины, которые должны снести пусковую платформу, без которой отец Кейси лишится работы. Девочка случайно находит у себя непонятный жетон, прикоснувшись к которому она переносится в футуристический счастливый мир, где есть воздушное метро и много других радостей технофила, а все вокруг улыбаются.

Жетончик этого Кейси подбросила сбежавшая из Земли будущего девочка-робот, потому что не все там так хорошо, как кажется, а нашему миру спустя два месяца вообще грозит апокалипсис, отвернуть который и должна помочь Кейси.

Несмотря на мрачноватую завязку (гибель цивилизации и т. д.), «Земля будущего» открывается более, чем легкомысленной сценой: веселой историей об очень умном, но неуклюжем мальчике-изобретателе Фрэнке, который еще в 60-х годах с помощью упомянутой уже девочки-робота попал в Землю будущего. Сейчас этот «мальчик» (Джордж Клуни) поседел, погрустнел и живет одиноко в напичканном изобретениями доме, наблюдая, как таймер конца света ведет обратный отсчет. Именно Фрэнк может подсказать Кейси, почему ей подбросили жетон, и вместе им надо отправиться в Землю будущего, чтобы отвернуть беду от нашего мира.

«Земля будущего» - по-диснеевски легкий фантастический экшен, в котором надо смириться с тем, что часть сюжета не имеет логического объяснения, и не усматривать сексуальное напряжение между героем Джорджа Клуни и 13-летней девочкой, сыгравшей робота Афину.

Как в любой продукции для семейного просмотра (а Disney снимал «Землю будущего» именно с таким расчетом), здесь много упрощенной дидактики – как в мультфильмах. Кейси – единственная героиня, которая, в силу возраста, смотрит в будущее с оптимизмом и вместо того, чтобы смаковать негатив, ищет, как его исправить. Посыл авторов верный: нечего сидеть и ныть, а надо что-то делать, пропаганда науки и техники среди молодежи и т. д. Ближе к финалу адекватно изложенная для детей и депрессивных подростков мораль превращается в нечто вроде журнальной пропаганды позитивного мышления, а «Земля будущего» в целом – в пропагандистский фильм какой-то секты вроде мормонов. Воспринимать фильм на веру мешает также отсутствие ответов на многие вопросы в сюжете: почему конкретно Земля будущего пришла в упадок, что хорошего для нашего мира делают переманенные в другую реальность гении и с чего вдруг планете придет конец через два месяца? Формальный ответ в картине на последнее – новостная хроника с техногенными катастрофами, протестами и… Евромайданом, который показан как пример одной из войн, из-за которых гибнет Земля.

Если зрить в корень (а любой взрослый зритель увидит в «Земле будущего» нечто большее, чем историю о том, что надо мыслить позитивно), то сюжет фильма крайне недемократичен. Лучшие умы человечества охотно мигрируют в Землю будущего, работая на ее благо, тогда как в нашем мире остается не склонная к критическому мышлению масса, погибающая от собственной тупости, консьюмеризма, политических и экономических манипуляций. Никто из героев ни разу в фильме не поднимает вопрос о том, почему бы не нести просвещения в наш загнивающий мир. Позиция такова: лучших надо забрать, пока общество не задавило их таланты. В итоге судьба человечества решается сменой одного правителя на другого – то есть решается среди элиты, а не на майдане. Можно спорить, конечно, насколько верна модель меритократии – власти достойных, но вот простому люду (представителей которого в фильме среди героев нет вообще – так, только умирающие статисты) в праве голоса отказано. Уж слишком как-то несет от такого сюжета тайными сообществами и теориями заговорами о золотом миллиарде, рабах и элите. Нет-нет, да и захочется в каждом кадре «Земли будущего» искать скрытые послания каких-нибудь иллюминатов.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.