Рецензии пользователя Михаил-спб


Фильм Гэвина О’Коннора вышел далеко за рамки детектива и криминальной драмы, хотя является и тем, и другим. «Расплата» вышла глубоко человечной: она в первую очередь о тех, кого аутизм вычеркивает из рядов «таких, как все», об их отношениях с окружающим миром и мира - с ними. О том, как даже в самых больших демократиях, где права человека возведены в аксиому, таким людям негласно уготованы вторые роли, пусть не юридически, но фактически.
Думаю, не один я вспомнил во время просмотра «Человека дождя». Параллели усиливаются не только наличием аутизма у обоих главных героев, но и тем, что и там, и там у них есть братья, которые смотрят на ситуацию с иных позиций, нежели общество, а именно - изнутри, из семьи, и видят ее, ситуацию, в другом свете. Хотя отношения между братьями развиваются непросто.
Бен Аффлек, конечно, актер совсем другого плана, чем Дастин Хоффман, да и история у Кристиана Вульфа все же своя, хотя и немногим менее драматичная, чем у Рэймонда Боббита. Но и в «Человеке дождя», и в «Расплате» режиссерам удалось поймать самое важное в характере персонажей, показать, насколько несправедлив в их отношении ярлык «психически больные», насколько это могут быть яркие, талантливые, неординарные натуры. Которым просто подчас трудно выразить свои мысли, чувства и наладить общение в общепринятых формах. И еще можно поспорить, кто на самом деле ущербен, а кто – гениален.
Однако акцент на своих главных героях Барри Левинсон и Гэвин О’Коннор сделали принципиально разный. Дастин Хоффман играет жертву – человека одаренного, искреннего, но… все же жертву. Роль нисколько не потеряла от этого, уже хотя бы потому, что ее доверили Хоффману, чей талант, а также тщательность, скрупулезность и глубина погружения в образ («Человек дождя» не исключение) давно стали легендой.
У Кристиана Вульфа многое по-иному. Первые флэшбеки- воспоминания, к слову, продуманные сценаристами очень грамотно и расставленные именно в нужных местах, казалось, рисуют перед персонажем Аффлека аналогичную безрадостную перспективу. Но, во-первых, жертва сама не желала оставаться таковой. Во-вторых, этого не желал отец, с которым, при всем его непростом характере и не бесспорных методах воспитания, мальчику крупно повезло. Как везло потом во встречах с нужными именно ему людьми, а порой – и с удачно складывавшимися обстоятельствами. Поразительно, но благодаря всему этому даже побочные эффекты аутизма Кристиану удалось обернуть во благо, не говоря уже о преимуществах.
Персонаж у Бена в картине сложился цельный, кирпичик к кирпичику. Здесь и вышеупомянутые воспоминания, формирующие «каркас» образа, и постепенно выдаваемые на-гора детали и подробности его биографии, в которой нет ничего случайного. Даже изумительное владение приемами рукопашного боя идеально вписалось в характер аутиста: в схватке, при всей ее непредсказуемости, есть упорядоченность – конкретные движения и маневры нужно совершать при конкретных обстоятельствах, шаги противника вполне можно просчитать. А упорядоченность, предсказуемость и постоянство для аутиста, можно сказать, основы основ. Именно отсюда проистекает редкостное хладнокровие, которое демонстрирует в драках Кристиан, и которое часто сбивает с толку и деморализует оппонента. Но это не обычное хладнокровие, это спокойствие: герой Аффлека просто-напросто решает задачу, скажем так, с «физическими исходящими». Где вместо иксов, игреков и квадратных корней нужно просчитать, рассчитать и осуществить определенные движения. Разве что несколько быстрее, чем когда пишешь цифры мелом на доске.
С не меньшим талантом, чем искусного драчуна, играет Аффлек и математического гения, способности которого действительно поражают и лишний раз заставляют задуматься о том, насколько условны и размыты границы «нормальности» человека: то, что делает подобных Кристиану уникальным, в представлении других в лучшем случае рассматривается как чудаковатость, а в худшем…тут яркой иллюстрацией может служить детская сцена Кристиана с отцом в машине, кстати, очень сильная в плане нехитрой, но глубокой житейской мудрости, которую демонстрирует последний. Возвращаясь к мелу и доске, стоит отметить, сколь хорошо Аффлек играет отрешенность своего персонажа от мира сего. Его работа – это снова-таки задача, которую надо вовремя и правильно решить, а стоящие за всеми этими бухгалтерскими расчетами люди, их истории судьбы, возможный криминал и трагедии для Кристиана если и не полная абстракция, то близко к этому. Поэтому претензии в «аморальности» в его отношении теряют смысл, Вульф просто не оперирует этими категориями в привычном их понимании. Для него есть задача и есть необходимость ее решить. Сцена, когда решение одно из задач ему не дают довести до конца, одна из самых сильных в «Расплате». Замешательство, ужас и растерянность гениального аудитора настолько настоящие, что в наличие у Бена аутизма тут веришь как нигде!
Наконец, столь же убедительно играет Аффлек и все свои отношения с другими людьми, начиная от собственного брата и заканчивая очень своеобразной секретаршей. Ни в одной из линий Кристиан не повторяется, в каждой из них он подобрал к партнеру/партнерше свой ключ. В то же время в каждой из линий остались и загадки, над которыми интересно будет поразмыслить после фильма.
Остается сказать пару слов о других хороших ролях, кроме главной. Их в «Расплате» много. Здесь и битый жизнью, не без грешков и компромиссов с совестью, но в целом честный и принципиальный полицейский начальник Рой Кинг в неподражаемом исполнении Дж. К.Симмонса; молодая, но тоже успевшая хлебнуть фунт лиха спецагент Мэрибетт Медина в не худшем исполнении Синтии-Аддай Робинсон; устало-ироничный от своей криминальной рутины и человеческой глупости авторитет Бракс - прекрасная роль Джона Бернтала!; снова повергший меня в полное изумление Джон Литгоу: со времен «Декстера» он оставляет у меня каждым своим героем массу вопросов; наконец, Роберт С.Тревиллер, отлично справившийся в отведенный ему сравнительно небольшой хронометражс ролью отца Кристиана.
Небольшой недостаток картины сводится к тому, что не до конца удалось выдержать баланс между социально-психологической драмой и детективом. Начинается «Расплата» в лучших традициях драмы, потом развертывается в лихо закрученный детектив, за которым создатели о драме почти забыли, – легкие ее отзвуки слышны только в паре сцен – а ближе к концу, словно спохватившись, выдают один за другим мощнейшие драматические акценты, которые, на мой взгляд, лучше было бы распределить по сюжету равномернее, а так лента немножко потеряла в цельности. Что, впрочем, не умаляет ее многочисленных достоинств и в первую очередь - сверхотличной игры Бена Аффлека. Без сомнения, одна из лучших и знаковых его работ в кино.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.