Фантазия — вот подлинный хлеб киноиндустрии.
Одним словом, фильм о серьезных вещах требует серьезного же подхода и ляпы там недопустимы. Тем не менее они есть и встречаются куда чаще, чем хотелось бы.
Полагаю, на просторах постсоветского пространства сложно будет отыскать человека, которые не видел хотя бы одной серии знаменитого сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979–1986). Советские режиссеры отличались весьма основательным подходом к организации съемочного процесса, поэтому картины этого периода достаточно реалистичны и точно передают реальное положение вещей. Однако и тут найдутся мелкие и крупные ляпы, которые в основном касаются сцен, посвященных азартным играм. То ли морально выдержанные работники киноиндустрии Страны Советов были далеки от буржуазных забав вроде покера и рулетки, то ли произошла обидная накладка, но факты, как говорится, налицо.
Мы помним серию «Охота на тигра», где джентльмены собрались за столом и играют в рулетку.
Первый бросок был показан невнятно, но второй отображен уже крупным планом. Разгоняя шарик вторично, крупье сказал: «Двенадцать, черное, четное». Это, знаете ли, нонсенс и
О цветовых соответствиях осведомлен любой посетитель казино, который хотя бы несколько раз делал ставки на
Далее. Участники игры активно делают ставки и кладут жетоны в ячейки таблицы на игровом поле, а затем… добавляют к ним деньги! С одной стороны, правилам это не противоречит, действительно, так иногда делают. Однако не в казино или других подобных местах, за столом, где собирается большое число участников. В таких случаях игра идет строго по правилам, а согласно им, используются только фишки — при наличии жетонов вообще нет смысла добавлять к ставке купюры. Заметим, что подобные «маневры» при количестве играющих больше трех очень затягивают игру и, как правило, практикуются лишь в неформальной обстановке, в кругу друзей. С другой стороны, можно подумать, что деньги предлагаются крупье, чтобы он разменял их на фишки — так поступают в некоторых казино — однако, согласно правилам, это делается до ставки, а не во время процесса.
Фильм о знаменитом лондонском сыщике не единственный, где есть обидные «лажи» на тему азартных игр. Пожалуй, этой «болезни» подвержены не одни лишь советские режиссеры. Даже знаменитый Мартин Кэмпбелл, режиссер нашумевшего блокбастера «Казино Рояль» из серии фильмов про Джеймса Бонда не избежал досадных ошибок. Мы помним, что в фильме Бонд сражается с некоей загадочной террористической организацией международного масштаба. После череды погонь, перестрелок и шквала эмоций известный шпион оказывается на Багамах за покерным столом, где участвует в своего рода чемпионате, выступая против представителей преступного синдиката во главе со злодеем Ле Шиффром.
И вот здесь начинается целая серия ошибок, вводящих в недоумение любого поклонника покера. Не нужно быть профессиональным игроком, чтобы их заметить, достаточно просто иметь понятие об игре. Кстати, профессиональные покеристы, многие из которых очень любят кино (например, звезда рума PokerStars Даниэль Нагреану перед важными играми даже пересматривает все части фильма «Рокки», в котором, кстати, «косяков» не обнаружено) частенько высмеивают фильмы, попавшиеся на незнании элементарных правил игры, но с пафосом преподносящие сам факт посещения героем казино или
В процессе ставки Бонд хаотично и нервно перемещает фишки, которые падают и смешиваются с другими, стоящими в банке. Строго говоря, это не нарушает правил, однако считается среди игроков откровенным хамством и дилетантством, что не согласуется с образом выдержанного и элегантного сотрудника секретной службы Ее Величества королевы.
Не менее странно себя ведут и остальные участники. Ставки повышаются, в общем, делаются неграмотно и в целом не соответствуют имиджу прожженных мастеров покера. Они, скорее, характерны неофитам, познающим самые азы игры. К примеру, имея сильную руку они затягивают процесс (делают чек), давая возможность оппонентам собрать выигрышную комбинацию.
И, наконец, самый, что ни на есть главный ляп киноленты. Согласно сценарию, в последней раздаче Джеймс Бонд получает наиболее сильную руку, возможную в покере
Есть и другие мелкие неточности. К примеру,
Нужно сказать, что и сама по себе игра в покер несколько не к месту. В произведении Яна Флеминга шпион играет в «баккара», которую предпочитает всем других карточным играм. Об этом не раз упоминается по тексту. Возможно, это дань увлечению самого Флеминга — сам писатель играл именно в «баккара». Что ж, возможно, это особенный рекламный ход, дань растущей популярности покера.
В общем, фантазия — дело хорошее, но и она порой выходит боком, если не уделять внимания важным деталям. Как говорится, дьявол кроется в мелочах. Именно они способны как приукрасить незатейливый сюжет, так и подпортить самый распрекрасный сценарий. Особенно это касается сцен, касающихся карточных игр — здесь нужно учитывать просто невероятное количество нюансов. А режиссерам и авторам сценария будет нелишне получить консультацию у грамотного специалиста перед началом съемок, от этого фильмы станут еще лучше.