«Мэриленд»: Война как зависимость

Роксана Рублевская. 01 февраля, 2016 0

«Мэриленд»: Война как зависимость

Открытие «Вечеров французского кино» началось премьерой фильма парижанки Алис Винокур «Мэриленд» («Телохранитель»). Участник программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля повествует о нелегкой судьбе военных, вернувшихся домой, но позабывших о прелестях гражданской жизни. Режиссер, словно под увеличительным стеклом, предлагает публике рассмотреть метаморфозы, произошедшие с героем после службы в горячей точке. Искусству убивать нельзя разучиться, даже если поблизости ни одного окопа, а ты — в штатском.

После длительной службы в спецподразделении, Венсан (Маттиас Шонартс) тщетно пытается влиться в мирную жизнь. Посттравматическое расстройство, антидепрессанты и бессонные ночи — все взывает к прошлому. По рекомендации сослуживца, герой решает попробовать себя в качестве телохранителя семьи состоятельного ливанского предпринимателя. На первый взгляд, работа бессмысленная, так как все нападения на виллу «Мэрилэнд» попросту исключены. Но всего через несколько дней видимое благополучие бизнесмена оказывается всего лишь обманом зрения.

 

«Мэриленд»: Война как зависимость

#1

Алис Винокур с поразительной точностью продемонстрировала зрителю человека, истерзанного и морально уничтоженного в жерновах войны. Посттравматическое расстройство личности становится постоянным спутником бывших военных, долгое время находившихся на волоске от смерти. Разумеется, к гражданским, в особенности мужчинам, Венсан относится с видимым презрением, что вполне оправданно. Для него они — обыкновенные потребители, не нюхавшие жизни и не знающие ее цены. Главный герой — истощенный боями и зависимый от адреналина, как от наркотика. Смена камуфляжа на костюм, окопа на компьютер с камерами наблюдения — неравноценна и кажется солдату поразительно ничтожным занятием. Он наблюдает за суетой других охранников, болтающих по рациям и совершающих тысячи ненужных «телодвижений», имитируя деятельность и пытаясь выслужиться в глазах хозяина.

 

«Мэриленд»: Война как зависимость

#2


Персонаж Венсана — замкнувшийся, списанный из-за пошатнувшегося здоровья, «обломок», осознающий собственную профнепригодность, но желающий в любую секунду разоблачить скрытого врага. Чувство тревоги и невымещенной агрессии одолевает его, а каждый громкий звук и резкое движение напоминает пережитый ранее стресс. Окружающая среда воспринимается солдатом враждебно, но веселье, светские мероприятия и благожелательные разговоры заставляют напрягаться еще сильнее. По словам режиссера, характер бойца, созданный на основе ее встреч с военными, вернувшимися из Афганистана. Оттого образ получился емкий, натуралистичный, но, благо, лишенный сентиментального надрыва. Венсан настороженный, импульсивный, молчаливый, сверхбдительный, скованный, готовый отразить удар. Перед публикой открывается человек, война для которого становится единственным самовыражением, пристанищем и предназначением. Чтобы окончательно не утратить рассудок и путеводную нить, он отыскивает искусственную опасность, которая очень скоро превращается в реальную угрозу.

Героиня Дайан Крюгер, пленившая сердце Венсана, — супруга ливанского бизнесмена, немка Джесси. Она кажется сошедшей с экрана мастера триллеров Альфреда Хичкока. Джесси — женщина, о прошлом которой мы ничего не знаем, но предполагаем, что она умышленно отрезала все связи с родственниками и друзьями, заменив их золотой клеткой «Мэриленд». На первый взгляд, невинная, нежная и одновременно роковая, мрачная, погруженная в тревожные раздумья, она остается загадкой для зрителя и после финальных титров. Воображение публики — единственный ключ к разгадке ее истинного облика и дальнейших намерений. Но после трофейная дама оказывается не такой уж и хрупкой.

 

«Мэриленд»: Война как зависимость

#3

 

Съемки проводились в курортном городе Антиб на Лазурном побережье Франции. По словам режиссера, все это время шли грозы, дожди и ураганы, которые очень точно отобразили ощущения главных героев, их настроение и душевные муки. Визуальной составляющей занялся оператор Жорж Лешаптуа. К нему предъявлялись огромные требования изобразить человека на распутье, лишенного покоя и земных радостей. В объективе Лешаптуа усадьба «Мэриленд» выглядит настоящим нуарным лабиринтом, в стенах которого, несмотря на светлые тона, царит гнетущая атмосфера. Еще одним отменным режиссерским ходом является демонстрация ощущений героя, страдающего посттравматическим расстройством. В момент приступов реальность для солдата перестает существовать, его будто поглощают собственные ассоциации, мир сужается до одной точки восприятия, все вокруг становится нерезким и обесцвеченным.

 

«Мэриленд»: Война как зависимость

#4


У зрителя может быть масса нареканий на фильм: нераскрытые персонажи, затянутый сюжет, излишняя детализация ощущений, статичность портрета героя. С частью можно даже согласиться, но главное в «Телохранителе» — посыл. Для украинского проката картина также является неоднозначной: что будет с солдатами АТО спустя несколько лет после окончания службы в горячей точке? Месседж Алис Винокур простой и пугающий: война сегодня — насущная необходимость, а люди всего лишь расходный материал, жизнь которых не стоит ломаного гроша.

 

Фильм «Мэриленд» выходит в прокат 4 февраля

 

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

Смотреть фильмы онлайн