«Виктория»: образец однокадрового кино

Роксана Рублевская. 13 октября, 2015 0

Открытие фестиваля «Нового немецкого кино» началось показом июньской премьеры Себастьяна Шиппера «Виктория» (2015). Своим успехом лента, восхитившая Европу и оставшаяся незамеченной нашим зрителем, обязана оператору Стурла Брандт Гровлену. История одной ночи, которая навсегда перевернула жизни пяти молодых людей, виртуозно снятая одним кадром, длинной в 138 минуты, изумит самого требовательного почитателя авторского кинематографа.

После неудачной попытки построить карьеру пианистки в Мадриде, Виктория (Лайа Коста) приезжает в Берлин, где устраивается в крохотную кофейню. Осознание своей ненужности и неукротимое желание совершать безумные поступки, приводит молодую испанку в один из ночных клубов. По дороге домой, она знакомится с компанией парней, общение с которыми заканчивается ограблением банка.

 

«Виктория»: образец однокадрового кино
#1

Жанр фильма определен авторами, как драма, но если детализировать, то картина близка к трагифарсу. Именно потому, что трагедия жизни молодых, не принятых обществом, людей причудливо сочетается с абсурдом, комично-натуралистичными типажами и их эксцентричным поведением. Социальная направленность, подчеркнутая Шиппером, обнажает извечную проблему одиночества в большом городе. Вопрос порядочности, также поднятый в фильме, — вопрос исключительно дискуссионный. Несмотря на технический прогресс и культуру 21 века «быть лучше, чем вчера», общество, проповедуя традиционную мораль, само от нее отходит: коррупционные схемы, двойственность позиции политических и религиозных деятелей, механическое течение жизни, незащищенность человека и безучастие окружающих.

 

«Виктория»: образец однокадрового кино
#2

Невзирая на простоту и однозначность героев, в искренность которых мы верим только после финальных титров, образы новоиспеченной банды получились емкими и пронзительными, вызывающими стыд и сочувствие одновременно. Преступление, совершенное молодыми людьми, не является для них чем-то особенно скверным, становясь условной компенсацией за их неприкаянность. Труд для этой пятерки — унизителен и ненавистен еще и потому, что в нем присутствует «общность», «приспособленчество», «лакейство», которое претит образу жизни и убеждениям персонажей. В картине изображены даже не те, кого отвергло общество, скорее те, кто, будучи отвергнутым, отплатил той же монетой, отказавшись в дальнейшем быть его частью. Герои открыто презирают свойственные немцам режим, чопорность, излишнюю аккуратность. Вынужденное ограбление тождественно попытке отстоять духовную независимость, а нищета не способна раздосадовать, если ты молод и умеешь по-настоящему радоваться жизни.

 

«Виктория»: образец однокадрового кино

#3

Единство времени, места и действия — главный принцип съемки «Виктории». Оператор Стурла Брандт Гровлен создал полотно, события в котором ни на минуту не прерываются, а игра актеров больше походит на отточенный театральный эксперимент, так как второго «страхующего» дубля быть не может. Однокадровый фильм снят единым общим планом, дабы фиксировать не только самих героев, а и пространство, в котором они находятся. В начале повествования спящий Берлин выглядит по-юношески беззаботно, а в финале утренний город перестает быть союзником для ребят. Скрываясь от преследований полиции, столица Германии становится холодной и колючей, уличающей в обмане и преступлении. В каждом квартале правоохранительные органы поджидают злоумышленников, и оператор с удивительной точностью смог передать это в кадре. Если учесть, что 90% съемок проходило на натуре, то мастерство, с которым выстроена композиция кадра, завораживает. По словам авторов, после изнурительных репетиций и трех попыток съемки, последняя была удовлетворительна, получив высокую оценку у всей съемочной группы, и именно она была представлена на Берлинском кинофестивале, где получила награду за лучшую операторскую работу.

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

Смотреть фильмы онлайн