Неуютное гнездо
Фильм Тараса Ткаченко снят на очень злободневные темы. И они гораздо шире, чем просто проблемы украинской трудовой миграции в Италию. Это фильм о человеческих, внутрисемейных отношениях, когда кормильцем там в силу ряда причин становится женщина, о том, с какими психологическими проблемами сталкивается и она, и оказавшийся в роли иждивенца супруг, о том, как сложно (и вообще, возможно ли?) найти тут какой-то компромисс, какую-то минимальную гармонию.
Затрагивает «Гнездо горлицы» и проблему отношения тех, кто предпочел остаться дома, к тем, кто в поисках заработка подался в далекие края. Сложность человеческой натуры, где понимание и сопереживание тесно перемешано с ревностью, мелочностью и завистью, в картине очень удачно показано через соседа Дарины в исполнении Николая Боклана. А также через пару других хороших моментов, в частности, возле храма на Пасху, когда даже радость от Великого Праздника не удерживает некоторых людей от того, чтобы пустить ехидную шпильку Дарине в спину.
Не обошли создатели своим вниманием и мелодраму, представив зрителю две любовные истории. Но если в случае с самой Дариной она выглядела хоть мало-мальски убедительной, то в случае с ее дочкой лучше бы они этого не делали. То, как там построены сцены и диалоги, сильно напоминает сюжеты украинской литературы XIX столетия. Я с трепетом отношусь и люблю эти произведения, соглашаюсь, что многое тут осталось неизменным, но в веке XXI уже так не говорят, не аргументируют, да и общение выстраивают несколько иначе. И когда отец одного повесы вот-вот заведет разговор о классовом неравенстве, а другой претендент на руку и сердце готов провозглашать монолог-признание в духе героев Григория Квитки-Основьяненко, Панаса Мирного, Марка Кропивиницкого и Михаила Старицкого с явным намерением приправить их какими-то высокими идеалами – тоже явно из прошлых столетий, выглядит это по меньшей мере странно.
К принципиальным недостаткам фильма можно отнести также отсутствие полноценной развязки. Понятно, что на большинство поставленных в фильме вопросов не может быть однозначных ответов, но сами герои после пройденного должны были в чем-то измениться, пересмотреть свои взгляды, а они остаются практически на прежних позициях. Одним словом, трудно, тяжело, часто нехорошо и неправильно, но иного выхода нет, будем так жить и дальше, ничего не меняя ни в себе, ни в окружающих. В то время, как история явно диктовала выводы и перемены.
И прежде всего, это касается главной героини. Дарина вроде бы шевелится, живет, действует, что-то предпринимает, но почти не пытается влиять на ситуацию что-то менять по существу, а как та лодка просто плывет, куда ее течение вынесет. На борту этой лодки можно смело вывести ключевую фразу: «Как-нибудь будет». Недодала Римма Зюбина своей героине и эмоций. Ну не может женщина так безразлично относиться к одному из сложнейших и тяжелейших выборов, который ей предстоит сделать в своей жизни. Не может с таким стоицизмом сносить несправедливые выпады мужа и итальянской донны. Не может с подчеркнутым спокойствием смотреть на драматические события в жизни своей дочери, когда пощечина ей от матери выглядит как нечто из ряда вон выходящее. Да и реакция на признания в любви у какой-нибудь мраморной Афродиты, наверное, живее, чем у Дарины, каковы бы ни были там обстоятельства. Апатичность героини Зюбиной часто просто за гранью здравого смысла.
Справедливости ради, в картине с эмоциями проблемы почти у всех. Не хватает их и тому же Николаю Боклану, который, такое впечатление, не совсем прочувствовал своего героя, несмотря на весь свой большой актерский опыт. Не помешали бы они и Александре Сизоненко, играющей дочку Дарины, хотя тут ситуация немного получше. А таких хладнокровных малоэкспрессивных итальянцев, какими предстали в «Гнезде горлицы» Мауро Чиприани и Лина Бернарди, не припомню, и видел ли раньше в кино. В подобных персонажей, как и вообще в нордических южан, верится с большим трудом.
А вот об игре кого в фильме Ткаченко нельзя сказать никаких других слов, кроме хороших, так это о Виталии Линецком. К сожалению, роль в «Гнезде горлмцы» стала для него фактически последней работой в кино, и такое впечатление, что актер (Царство ему Небесное!) что-то чувствовал, поскольку выдал, наверное, лучшую из своих ролей, если принять во внимание, что особого простора материал ему не дал. Однако Виталий потрясающе хорош и убедителен в каждом кадре. Особенно запомнились сцены Линецкого с соседом и его реакция на слова персонажа Боклана, когда последний из превратно понимаемой им мужской солидарности явно переходит черту. Герой Линецкого реагирует неожиданно, ведь конкретная ситуация и обстоятельства все таки диктовали несколько иные слова и поведение. Так что работа Виталия, вне всяких сомнений, - одно из главных достоинств картины.
Как итог: «Гнездо горлицы» точно останется нерядовым событием в украинском кино. Могло бы остаться и знаковым, если бы не недоработки в сценарии и недотянутость большинства актерских работ. Однако Тараса Ткаченко стоит поблагодарить уже за то, что поднял в фильме очень важные вопросы, и уже поэтому хорошо, что это кино сняли и оно добралось до большого экрана, до своего зрителя.