Конформист Конформіст (Il conformista)
Бескомпромиссная и потрясающая по воздействию картина о ничтожной сути человека-конформиста
Бернардо Бертолуччи в соавторстве с гениальным оператором Витторио Стораро в свои 30 лет выпустил неординарную и невероятную по силе кинокартину, заставившую говорить о себе многие годы спустя после ее выхода в 1972 году. «Конформист» незаслуженно отошел на второй план с последующими лентами Бертолуччи, которые были поскандальнее («Последнее танго в Париже») либо осыпаны ворохом наград («Последний император»). Но именно сегодня, в особенности в условиях, с которыми соприкоснулись представители соседнего с Украиной государства, «Конформист» становится как никогда актуален.
Рим, 1938 год. Марчелло Клеричи (
Бертолуччи безжалостно вскрывает внутренний и ущербный мир образованного, но страдающего от «нормальности» Марчелло. Внешне симпатичный
«Конформист» Бертолуччи чрезвычайно насыщен метафорами и неимоверной игрой света, в особенности кьяроскуро в исполнении Стораро; при просмотре ловишь себя на мысли, что Бертолуччи и его оператор визуальными средствами передали значительно больше, нежели словами. Частые темные фоны делят экран с яркой игрой света и тени, особенно примечательной в этом плане кажется диалог Марчелло с профессором о мифе про пещеру. Не менее любопытна здесь и обманчивая сцена, когда Марчелло со своей невестой Джулией разговаривает в купе поезда, а за окном разливается свинцовыми красками итальянский закат.
Человеческая драма «Конформист» ни на секунду не останавливается в живописании и отображении на экране не столько даже метафор, сколько скрытых смыслов, подчас ироничных или издевательских, так или иначе планомерно приоткрывающих суть поступков мимикрирующего Марчелло. Через краткие, но оттого не менее значительные эпизоды с убийством любовника
Впрочем, режиссёр не останавливается на некоторых точках соприкосновения героя с прошлым. В определенный момент он влюбляется в красивую Анну Куадри (Доминик Санда) и в глубинах своего сознания даже допускает бросить службу тоталитарной машине и уехать с ней в Бразилию. Но финальные кадры с царапающей ногтями стекло машины женщиной, в которой сидит непроницательный Марчелло, цинично возвращают замечтавшегося зрителя к реальности. Даже тут главный герой лишний раз показывает свою страсть к непричастности, стараясь не замарать руки в любом порочащем его деле.
Пожалуй, каждый внимательный зритель выделит
Украинский зритель получает отличную возможность увидеть на большом экране действительно значимое кино, проверенное временем. «Конформист» Бернардо Бертолуччи, безусловно, заслуживает внимания даже спустя четыре десятка лет с момента первого показа ленты. Основой для фильма послужил роман итальянского писателя Альберто Моравиа, чья книга задевает одну из самых трагических и кровопролитных тем в истории человечества — фашизм в период Второй мировой войны. Главные роли исполнили
Какой человек не хочет быть законопослушным? Вот и Марчелло Клеричи живет среди тех, кто готов служить своему государству верой и правдой, даже несмотря на то, что Италия погрязла в преступных деяниях. Такое послушание не является оправданием, но оно обеспечивает мужчину защитой даже при фашистских властях. Только вот Клеричи и не ищет оправданий, выполняя любые приказы, которые ему поступают сверху. Эти приказы, кажется, порой соревнуются между собой в отвратительности и мерзости, неизменно подкрепляясь фашистскими принципами.
Марчелло получает новое задание от властей: спланировать устранение угрозы в виде итальянского профессора Куадри, проживающего во Франции. Куадри — антифашист, а потому автоматически становится врагом нации. Это дело, поддерживаемое обществом, становится для Клеричи настоящим испытанием, чего его загнивающая душа не испытала давно. На первый план стали выходить сексуальные комплексы доктора, которые и подгоняли его вперед на преступном пути, не давая свернуть на обочину, отдышаться и одуматься. Но не поздно ли начало приходить прозрение?