Крестный отец The Godfather
Кто он? Ангел или демон
Поистине легендарный фильм. Творение, которое вобрало в себя философию и психологию человеческой жизни, которые нельзя ограничить, как это делается в большинстве современных фильмов.
Важнейший момент фильма – понять каждого персонажа, найти его индивидуальность и понять для себя темные и светлые стороны героя.
Итак,
Вито Корлеоне.
Мудрый бульдог «Крестного отца» - человек раздобывший власть, которую он так умело использует. Он напоминает этакого самодержавца, который властвует на своей территории. Он защищает людей, он не дает расти наркобизнесу, ведет войну за территорию, а значит за простых людей. Вито теряет сына ради простого люду – он не дает распространяться наркотикам, таким образом спасая многих людей. Позднее Старший Карлеоне уже не Крестный отец – он идеальный семьянин, который играет со внуками и дает советы сыну.
Майкл Корлеоне.
Персонаж, который в начале фильма кажется совсем иным, не таким как его отец. Герой войны он живет среди идеалов и любви, хотя и знает о бизнесе семьи. Но времена меняются и Майкл начинает мстить за тяжело раненного отца. В кафе он без угрызений совести убивает двух человек, уезжает из страны и влюбляется. В Майкле еще есть человеческий чувства – он добился свадьбы с возлюбленной и вот-вот собирается возвратиться в Штаты, как его жену убивают.
После этого эпизода прежнего Майкла мы не увидим. Даже на похоронах отца, Майкл не плакал – теперь он глава семейства. Теперь он «Крестный отец» - Дон. Сумеет ли он удержать семейство и распорядиться всем, что досталось ему от его отца? Станет позитивным или негативным персонажем? Первая часть фильма оставляет эти вопросы открытыми, но показывает, что человек может измениться полностью, и не всегда эти изменения в лучшую сторону, и не всегда они продиктованы лишь прихотями самого себя – иногда мутация человека происходит из-за чувства долга и особенной справедливости, а их не так и просто перебороть.
Один из лучших фильмов если не всего двадцатого века, то по крайней мере американского кинематографа «Крестный отец» сразу же после премьеры был разобран благодарными зрителями на цитаты (верное свидетельство народного признания), а восторженными критиками — на новаторские элементы, и примеры для подражания, которыми картина просто переполнена.
«Ничего личного, Сонни. Это просто бизнес» или «Я сделал ему предложение, от которого он не смог отказаться...» — эти и многие другие фразы за несколько десятилетий после выходя картины уже окончательно отделились от неё и те, кто их использует уже редко задумываются над происхождением этих фраз.
На IMDB эта картина уже много лет держится на первом месте. Словом, это один из тех немногих фильмов, попытка написать рецензию на который как правило сводится к банальному перечислению его заслуг.
Сюжет ленты основан на одноимённом романе Марио Пьюзо, в котором, как в своё время отмечали критики, гангстеры романтизируются и показываются не такими, какие они есть на самом деле. Правда, спустя десятилетие со дня выхода этой картины, средний обыватель представлял гангстеров именно так, как они показаны в этом фильме.
История, рассказанная в ленте, охватывает один из самых непростых периодов жизни семьи гангстеров Карлеоне, во главе которой стоит крёстный отец дон Вито (Марлон Брандо).
Некоторые, далеко не последние в семье, люди пришли к общему мнению, что эпоха азартных игр, проституции и рэкета постепенно отходит, уступая место наркотикам. Правда, глава семейства отказывается осваивать новый вид бизнеса, используя пари этом свои обширные связи. Это и становится причиной для конфликта между старейшиной семейства и его молодым поколением.
Однако этот конфликт — лишь дополнение к значительно большей проблеме — войной между несколькими гангстерскими семьями, борющимися за контроль над наркобизнесом в городе.
По противоречивому стечению обстоятельств, управление семейным бизнесом вскоре после того, как разразился этот скандал, переходит к младшему сыну — Майклу (Аль Пачино). Одна из наиболее ярких ролей ещё молодого на то время Пачино, в которой ему удалось передать сложный внутренний конфликт своего персонажа. Майкл, всегда державшийся особняком и которого изначально мало посвящали в дела семьи, вдруг оказывается в положении, когда бразды правления семейным бизнесом кроме него самого, принять просто не кому.
Фильм снят в духе своеобразного исследования как всего жизненного уклада гангстерской общины, так и каждого её члена в отдельности. Поэтому перед каждым актёром стояла непростая задача совершить перед экраном как бы «публичное вскрытие», показав самые сокровенные уголки души своего персонажа.
Этот аналитический взгляд даёт понять, почему Майкл, который всегда относился к семейному делу с неприятием и стремился к тому, что максимально отойти от семьи, сам, оказавшись на месте крёстного отца, становится ещё более страшным монстром, чем его отец.
Всю эту сложную трансформацию Пачино сумел показать просто феноменально.
Объясняется в ленте и феномен итальянской мафии — почему именно итальянской общине удалось захватить неофициальную власть над городом и почему структура взаимоотношений в ней до сих пор считается эталонной.
Визуальный ряд фильма основан на нескольких доминирующих цветах и светотенях. Так как большая часть действия разворачивается или в помещении или в тёмное время суток — в основном при съёмках использовалось искусственное освещение. Так, во многих эпизодах искусственно сцена переполняется жёлтым светом, что создаёт настроение тревоги и страха.
Ну, а тёмные насыщенные пятна вместо глаз Крёстного отца — вовсе стало классикой. С первых кадров понимаешь, что за монстр этот человек и на какое зло он способен. Хотя внешне он производит самое благоприятное впечатление: приличная одежда, мягкая манера разговора, спонтанная щедрость и расположение даже к самому, казалось, случайному человеку. Лицо, похожее на бульдога придумал сам Брандо, игравший свою роль с ватными тампонами за щеками.