Легко ли быть индивидуальностью в муравейнике, где таких же как ты муравьёв тысячи, а то и миллионы? Где вся твоя жизнь расписана наперёд и определяется лишь тем, родился ли ты рабочим или солдатом? И хотя большинство жителей колонии, кажется, вполне устраивает такой расклад вещей, маленький рабочий муравей по имени Антц считает, что достоин
Непритязательная… хотя
Так вот, муравей (будем, в соответствии с русским переводом, все же называть его Антцем), находящийся в центре событий фильма, — крайне закомплексованный невротик с голосом Вуди Аллена и похожими проблемами. Он тоже посещает психоаналитика, но, в отличие от большинства прочих алленовских героев, обитает в среде, где всласть не поболтаешь о собственных отклонениях с первым встречным. Муравьиная колония — это деспотичная монархия, где торжествует массовое обезличивание. Впрочем, монарх в виде муравьиной Королевы еще не главное зло, в отличие от военного генерала с совсем уж нацистскими замашками. Ко всему прочему, по чистой случайности Антц влюбляется в принцессу и узнает о существовании райского местечка под названием Инсектопия. Эти два события серьезнейшим образом скажутся и на его жизни, и на судьбе каждого из нескольких миллионов населяющих колонию муравьев.
Не только с нынешних позиций — даже по сравнению с вышедшим тремя годами позже «Шреком» — «Антц» нарисован чрезвычайно примитивно. Впрочем, вовсе не в графике, напоминающей средней руки компьютерную игру тех же лет, а в сценарии заключено главное обаяние этого крайне славного мультфильма. Подобно любому другому хорошему образчику своего жанра, «Антц» легко играет с канонами обычной волшебной сказки. Туда незаметно вставлена и весьма мрачноватая история о дорвавшемся до власти тоталитарном правителе (и злодей этот вышел совершенно не сказочным), и невротичный поток сознания главного героя, а местами — и элементы чуть ли не замятинской антиутопии (полное имя главного героя, учтите, представляет собой порядковый номер —
Сейчас компьютерные мультфильмы поставлены на бесперебойный конвейер. Тем приятнее вернуться назад и обнаружить, что в свое время компьютерная анимация не превращалась ни в бесконечную пародию в духе «Горячих голов», как второй и далее «Шреки», ни в безостановочный калейдоскоп гэгов, под напором которого