12 лет рабства 12 років рабства (12 Years a Slave)
Одна из наиболее ярких премьер, вышедших в украинский прокат на исходе 2013 года, — «12 лет рабства» Стива МакКуина. Для чернокожих эта картина имеет приблизительно такое же значение, как «Список Шиндлера» — для евреев. Оба эти фильма — символы национальных/расовых трагедий. Правда, легендарное творение Спилберга — символ, лаконичный и ёмкий настолько, что напоминает логотип того или иного бренда, известного на весь мир. А творение МакКуина —
И награды эти фильмы получили соответственные. «Список Шиндлера» — семь «Оскаров», а «12 лет рабства» —
Оба эти фильма наполнены голливудскими звёздами первой величины, оканчиваются
Исполнитель главной роли Чиветель Эджиофор смотрится в этом фильме, как бразильский легионер в «Шахтёре». Донецкий клуб по дешёвке скупает малоизвестных и оттого кажущихся второсортными игроков, даёт им проявиться, и через
Так же, как Бразилия в глазах европейских болельщиков — родина многих классных футболистов. Англия для американских кинематографистов — родина мощных актёров. Чиветель Эджиофор, осколок легендарной английской актёрской школы, в «12 годах рабства» проявил себя, как бразильский бомбардир в «Шахтёре».
Ранее он мелькал во второсортных популярных фильмах («2012», «Солт»). Иногда удостаивался главных ролей в непримечательных лентах («Поговори со мной», «Конец игры»). А в последние годы нередко появлялся в сериалах.
Несмотря на сравнительно бурную актёрскую деятельность — своими стараниями он не достиг высот. Трижды за свою карьеру он номинировался на «Золотой глобус», случалось даже, что он едва не получал призы Европейской и Британской Киноакадемий.
Буквально до 2013 года эксперты причисляли его к негласной категории серых середнячков, которые время от времени номинируются на награды и получают большие роли. Но в результате так и заходят дальше самих только номинаций и не заставляют ни экспертов, ни широкого зрителя запомнить своё имя.
Так что если «12 лет рабства» и радует чем то, то лишь актёрской игрой, мельканием на экране знаменитых актёров и вскрытием ещё одного гнойника в американском сознании. Гнойника под названием расизм.
Проникновенная бескомпромиссная драма о торжестве духа
В фильме идёт речь о реальном человеке — чернокожем свободном скрипаче и семьянине Соломоне Нортапе (Чиветель Эджиофор), проживавшем в первой половине XIX века в штате
Изначально художник Стив МакКуин снискал успех в мире кинематографа совсем недавно: в
Конечно, можно взывать к предвзятости американской Киноакадемии в выборе тематических лент для
Впрочем, все три фильма обязательны к просмотру зрителями, желающими понять изнанку и особенности американской истории сквозь призму рабства, господствовавшего на континенте вплоть до 1865 года. В «12 лет рабства» МакКуин абсолютно бескомпромиссно подходит к непростой для восприятия теме, не оставляя главному герою никакого фантастического плана побега. Напротив, талантливый музыкант очень быстро делает выводы и долгие годы играет по правилам ненавистных плантаторов, лелея в глубине души мизерный шанс на бегство и возвращение домой. Поначалу он даже задумывает бунт на корабле, следующий из Джорджии, позже следует советам других рабов, прикидываясь неграмотным.
МакКуину посчастливилось собрать в своей этапной картине блестящий актёрский состав. Трёх рабовладельцев играют Пол Джаматти, Бенедикт Камбербэтч и Майкл Фассбендер; их экранное время возрастает в порядке перечисления. От дельца Фримана Соломон попадает к человеколюбивому Форду, который однако рабство воспринимает как нечто данное Господом Богом. После череды испытаний похищенного негра за долги отдают садисту Эппсу, одинаково издевающийся не только над ним, но и над бедной «королевой полей» Пэтси (Лупита Нионго), у которой Соломон получает моральную поддержку. Если сам Эджиофор в роли утратившего свободу парня впечатляет, то Фассбендер похоже вышел на пик актёрской формы, поражая своей нечеловечной жестокостью и эксцентрикой с экрана.
То, что МакКуин — непростой голливудский постановщик, говорит его своеобразный подход к съемке: здесь в наличии и затяжные крупные планы и символичные кадры. В остальном байопик кажется временами скучным, хотя от экрана не оторваться. Персонажи часто в кадре собирают хлопок, поют спиричуэлс, пляшут по приказу хозяина в полночь
«12 лет рабства» — яркий по форме и содержанию фильм, который запомнится актёрскими работами и привлечет внимание мощной биографической основой.
Второй раз за год после «Джанго освобожденного» кинематограф уделяет пристальное внимание теме рабства в Соединённых Штатах Америки. В «12 лет рабства» речь идёт о реально существовавшем человеке — Соломонк Нортапе (Чиветел Эджиофор), свободном, образованном и женатом темнокожем мужчине, который жил и работал в
По собственным воспоминаниям обладающий писательским талантом Нортап написал одноименные мемуары «12 лет рабства», в которых достаточно подробно и едко расписал не только свои страдания, но особенности рабства в США в середине XIX века. В 1852 году несчастному афроамериканцу удаётся бежать и впоследствии с блеском защитить своё достоинство и личность перед судом.
На последнем кинофестивале в Торонто драме «12 лет рабства» Стива МакКуина с триумфом досталась главная награда «People’s Choice Award». Для любимца критиков и зрителей МакКуина байопик стал третьим полнометражным фильмом. Помимо Чиветела Эджиофора образы владельцев его персонажа в картине воплотили Майкл Фассбендер, Пол Дано, Пол Джаматти и Бенедикт Камбербэтч. Кроме того в ленте снялись также Брэд Питт, Куавенжаней Уоллис, Сара Полсон, Люпита Нионго и др. Драме уже прочат успех на предстоящей «оскаровской» церемонии в ряде номинаций.