Работа под названием «На исходе дня» Джеймса Айвори, который почитает все британское, для многих, вдали от туманного Альбиона, останется непонятной. Она может показаться скучной, холодной, затянутой, даже бессюжетной. Действительно, в фильме слишком много всего истинно британского. Доминирование фона при отсутствии персонажей на центральном плане; минорная атмосфера при отсутствии событий; политические дискуссии при отсутствии конфликта; едва заметные намеки на любовь при отсутствии ее принятых проявлений. Это скорее похоже на живопись, а не на фильм. Напоминает серию гравюр из жизни обитателей английского поместья накануне Второй мировой. Однако подано это все изысканно и утонченно.
Говоря о сюжете — это история 2 мужчин, слуги и работодателя, которая написана для каждого индивидуальными кистями и оттенками красок. Дворецкий Стивенс — собственность Дарлингтона, причем добровольная. Полировка серебра, сервировка стола служат естественной призмой, через которую Стивенс взирает на мир. Он ограничивает себя хозяйственной реальностью поместья, пока глобальная история вершится буквально у него под носом. Единственное, что может пошатнуть его мир, — любовь к экономке. Лорда Дарлингтона посещают сильные мира сего, разные политики, а также чиновники. Но слышит ли Дарлингтон их разговоры? Нет. Высказывает ли персональное мнение? Нет.
Консерватизм для обоих становится своеобразной повязкой на их глазах в безумной скачке жизни к пропасти. Поэтому «На исходе дня» — трагедия не одного человека, который упустил возможность счастья. Это трагедия целой социальной прослойки английских политиков, которые не сумели предвидеть и остановить уход Великобритании с авансцены глобальной политики. Это трагедия всей страны, которая отчаянно цепляется за иллюзию собственного, пусть и героического, но прошлого.
Энтони Хопкинс, известный дурным характером, многолетним алкоголизмом и поздней славой, сумел воплотить на экране свой образ гениально! Его Стивенс, как он ходит, говорит, нервно и подобострастно улыбается, как вздрагивает, когда приближается мисс Кентон, — все сыграно великолепно, на одном дыхании. Осанка, самолюбие, твердость — в начале. Сгорбленность, уязвимость, незащищенность — в финале. Описать невозможно. Это перевоплощение нужно увидеть.
Персонаж Эммы Томпсон — это бабочка, которую заточили в стеклянную бутыль. Она не способна разбить стекло, но отчаянно бьется об него, причиняя себе страшную боль. Как же она судорожно мерит мелкими шажками комнату, навязчиво пытается привлечь внимание дворецкого хозяйственными нюансами, как горят ее глаза в моменты стычек и ссор, как она стремится быть нужной!
Один критик написал, что «На исходе дня» рождает в зрителе не светлую грусть, а очень мрачную скорбь. Такая реакция возможна и даже необходима. Но чтобы понять смысл картины, необходимо попытаться в нее вникнуть, чего, к сожалению, многие зрители делать не хотят. Они требуют просто «хлеба и зрелищ», а не пищи для обогащения собственного духа. Для меня, как человека, в фильме ценен каждый миллиметр израсходованной пленки. Поэтому моя настоятельная рекомендация к внимательному (!) просмотру, а оценка — самая высокая.