На краю рая Auf der anderen Seite
«На краю рая» — многослойная социальная драма, автором сценария и режиссером которой выступил немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин. Ему удалось снять очень пронзительную историю о человеческих судьбах, межэтнических отношениях, которая удостоилась «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале за лучший сценарий.
Сюжет фильма охватывает жизни шестерых человек, проживающих в Германии и Турции. Пенсионер и вдовец Али (Тунсел Куртиз) развлекается в борделях Гамбурга, встречает там проститутку Йетар (Нюрсель Кёсе) и приглашает жить вместе. Сын Али — Нежат (Баки Даврак) — негативно относится к выбору отца, пока не узнает, что Йетар большую часть заработанных денег отсылает домой, на учебу дочери Айтен (Нургюль Ешилчай). Айтен же является политической активисткой, скрывается от турецких властей в Германии, где знакомится с Шарлоттой (Лоттой) (Патриция Циолковска). Между девушками завязываются романтические отношения, но мать Лотты Сузанна (Ханна Шигулла) не принимает нового увлечения дочери.
Картина рассказывает о радикально разных понятиях, одним из которых является бунт в Турции, который присутствует будто незримо
Главные темы фильма «На краю рая» — это отношения отцов и детей, особенности проживания турецких подданных в Германии, немецкое правосудие и турецкая тюрьма, в которой предстоит побывать персонажам фильма. Также драма подает свежий взгляд на любовь и дружбу, помощь, не требующую ничего взамен. Особой элегантности фильму придает причудливое переплетение судеб главных героев, которые знакомятся по ходу развития событий.
Сюжетные линии отцов и детей разделены между собой, но у них, независимо от этнической принадлежности и вероисповедания, драматические истории. Все образы фильма как будто вылеплены, настолько ярко и выпукло прописаны особенности характеров. Режиссер выделил и достоинства, и слабости героев, при этом избежав неуместного пафоса. Все персонажи картины вызывают сочувствие, а в некоторых моментах слезы подступают к глазам, причем хочу акцентировать внимание: фильм лишен
Фатих Акин связывает, казалось бы, разрозненные события в некую полифонию человеческих судеб и народов, которые, невзирая на кардинальные различия, приходят к диалогу. Режиссер использует довольно простой стиль съемки, который очень подходит к построению фильма, тщательно выбирает ракурсы. Удивительным образом Акину удается избежать предсказуемости, схематичности в развитии сюжета, что делает ленту более ценной.
Несмотря на глубину и сложность поднятых режиссером вопросов, «На краю рая» не оставляет давящего ощущения безысходности. Напротив, фильм светлый и гармоничный, а если он и вызовет слезы, то только слезы очищения.
Картину рекомендую к просмотру в обязательном порядке.