Нахман
Фильм «Нахман» стал первой полнометражной работой посвящённой масштабному религиозному событию, ежегодно происходящему в Умани. Десятки тысяч людей с разных уголков мира собираются на могиле рабби Нахмана в канун еврейского нового года Рош
Эта картина — краеугольный камень большого многосерийного проекта «Хасидские цадики. Украина». Режиссёр Александр Шапиро попытается рассказать о важной религиозной традиции хасидизма в нашей стране. Несмотря на то, что наследие Нахмана в большом почёте за рубежом — в Украине эта культура находится практически на грани исчезновения.
В рамках этого проекта Шапиро объедет все центры нахманизма, показав сегодняшнее состояние местных еврейских общин и рассказав их историю. В переводе название фильма означает «Утешитель».
Однако наряду с религиозным, не менее интересно и концептуальное значение этого фильма. Перенасыщенное содержание ленты без купюр передаёт атмосферу еврейского праздника. Зритель оказывается на месте одного из паломников во многотысячной толпе прихожан. Ходя по улицам, заходя на службу в синагогу, останавливаясь на берегу реки и прохаживаясь по другим разнообразнейшим местам, зритель выхватывает из окружающей его реальности на первый взгляд абсолютно незначительные мелочи, которые складываются в колоритную фреску еврейства.
Лента лишена прямолинейного сюжета. На первый взгляд кажется, что она выстраивается спонтанно и бессистемно смонтированной нарезкой домашнего видео. Однако появляющиеся между эпизодами цитаты из трудов раби Нахмана придают фильму системность. Всплывающие на экране афоризмы как бы вносят порядок в хаос этих съёмок.
Фильм необходимо читать «между строк». Так, например, последний эпизод, показывающий хромающего старика, постепенно растворяющегося в толпе, заставляет различить в нём самого Нахмана, в поисках которого паломники и приезжают в это место. А эпизод в котором ребёнок искренними глазами смотрит на читающего молитву священника как бы намекает, что в первом на
Для самого автора картины она стала этапной в жизненной философии. Неоднократно менявший вектор своего духовного развития Александр Шапиро после работы над этой лентой снабдил свои красноречивые черты лица массивной бородой и иудейским головным убором. Когда видишь режиссёра после просмотра самого фильма «Нахман», кажется, что сам он только что вышел с экрана.