«Лучше считаться геем, чем травести»
«Новая подружка» — пятнадцатый фильм Франсуа Озона и еще один его уверенный шаг в сторону киномейнстрима, в котором режиссер чувствует себя как рыба в воде. При этом Озон остается верен своим любимым темам: он в который раз потешается над благополучными мещанами и ставит в центр внимания вопросы гендера и сексуальности. Но никогда ранее он не совмещал обе темы с такой легкостью и аппетитностью для массового зрителя.
Озон начинал с мрачных историй и едкой сатиры, погружаясь в психологию своих персонажей. В «Новой подружке» герои поверхностны, что не мешает, однако, им сопереживать. У Клэр умирает лучшая подруга, оставляя после себя скорбящего супруга Давида (Ромен Дюрис) и младенца. Девушки были неимоверно сильно привязаны друг к другу, Клэр без ума от горя. Однажды она наведывает дом подруги, где застает вдовца в белокуром парике и платье умершей. Мужчина оправдывается тем, что так младенец чувствует себя спокойнее, но признается, что наряжался женщиной и раньше. Клэр обещает сохранить тайну Давида, но тем самым потакает его тайной страсти, в то же время находит себе в его лице «новую подругу».
Заголовок рецензии — это цитата одного из персонажей, которая изобличает лицемерия буржуазного общества в фильме. Чтобы скрыть от своего мужа трансвестизм Давида, Клэр объясняет, что он гей. Это, конечно же, «меняет» все: в толерантной Франции нельзя судить людей другой ориентации. Но чтобы вообще судить или не судить, необходимо иметь дело с
Озон играет с неопределенной сексуальностью своих персонажей — и Давида, и Клэр, и даже идеального супруга последней. У общества, в котором живут герои, это вызывает дискомфорт, который и называется лицемерием. Интересно, что подобный тест на лицемерие может пройти и зритель, не получивший в финале ответа, кого кем считать в плане сексуальных предпочтений.
Несмотря на тему сексуальности, «Новая подружка» — очень скромный фильм. Озон никогда не стеснялся откровенных сцен, но в «Новой подружке» они выдержаны в рамках приличия. И слава богу — разнузданная эротика нарушила бы общую легкую тональность картины, отсылающей к голливудским техниколорным и французским мелодрамам
«Новая подружка» граничит с китчем (разве есть в пристойном фильме место песне «Hot and Cold» Кэти Перри?), но больше склоняется к лентам Дугласа Серка, Фасбиндера и комедиям Билли Уайлдера. Цитаты на старое кино у Озона на виду, как например, свитер из белой ангоры, который так обожал надевать режиссер Эд Вуд. «Новую подружку» тяжело воспринимать серьезно: Дюрис, копирующий женщину, выглядит комично, но не более. Но серьезность здесь лишняя.
У Франсуа Озона получилось идеальное мейнстримное кино, преградой для наслаждения которым может стать либо снобизм (обвинения режиссера в легкомыслии и уходе от
Франсуа Озону («В доме», «8 женщин») не впервой рассказывать и показывать зрителю историю, которая не
Давиду морально приходится очень сложно после потери жены, и отражается это на его жизни не самым лучшим образом. Некоторое время назад он был не против примерить на себе… женскую одежду, а свалившееся горе снова разбудило в нем это не самое очевидное желание в подобной ситуации. Клэр, лучшая подруга жены Давида, также тяжело переживает осознание того факта, что больше никогда не увидит дорогого человека. Однако вдовец и Клэр совершенно случайно находят способ избавиться от гнетущей печали, причем для этого один из них по своей воле готов сделать кардинальные перемены в собственном облике.
Поначалу эксперименты с переодеванием Давида ограничиваются лишь стенами его дома, но довольно быстро это ему надоедает, и тогда на помощь приходит Клэр, которая знает, куда можно отправиться со своей… новой подружкой. Вечеринки, знакомства — всё это становится непредсказуемым витком в жизни Давида, после принятого им решения выйти в свет под видом другого «Я». Способна ли мужская сущность вернуть Давида в прежнее состояние? И хочет ли этого Давид?