Пианистка La Pianiste
В жизни Эрики Кохут всегда было лишь две вещи: любовь к музыке и необходимость заботиться о своей властной и эгоистичной матери. Первая превратила её в известную пианистку, преподавателя консерватории. Вторая — в одинокую женщину, отчаянно мечтающую о мужском внимании, но лишённую его. Днём Эрика учит своих студентов духовности и тонкости классической музыки, а вечером отправляется на поиски способа удовлетворить свои низменные потребности и желания. Она одержима мыслями о плотской любви, экстазе и боли, которую та может дарить. Втайне от всех Эрика посещает порнокинотеатры, подглядывает за занимающимися сексом парочками и прячет под кроватью
Фильм мастера остросюжетных драм Михаэля Ханеке «Пианистка» — в высшей степени сложное бескомпромиссное произведение, которое следует смотреть только изрядно подготовленным людям. Зрителям, не знакомым с художественной манерой немецкого режиссера, он покажется вызывающе непристойным. На самом деле Ханеке не пытается удивить зрителя. В этой, как и в других его работах, негативные стороны рассказанной истории должны подтолкнуть зрителя к размышлению о том, что в действительности в этой истории плохо. Проблемы героев этого фильма, как и проблемы в жизни, имеют внешние проявления и корни, скрытые в глубине души.
Основой для фильма «Пианистка» послужила известная книга современной немецкой писательницы Эльфриды Елинек. Фильм был удостоен Большого приза жюри на фестивале в Каннах, а исполнители главных ролей Бенуа Мажимель и Изабель Юппер стали обладателями серебряных призов за лучшую мужскую и женскую роль соответственно.
Главная героиня ленты — Эрика (Изабель Юппер) — профессор Венской консерватории. Она абсолютный профессионал, ее имя для коллег и для учеников является символом высокого служения искусству. Эрика поглощена музыкой, она ею живет. При этом Эрика не в состоянии наладить отношения с людьми вне контекста музыки. Она не может освободиться от попечения своей матери (Анни Жирардо), с которой живет под одной крышей. Эрика становится абсолютно беспомощной, когда у нее появляется возможность хотя бы заговорить с
Исполнительница главной роли прославленная французская актриса Изабель Юппер изобразила удивительно целостный тип. Люди, похожие на персонаж пианистки, встречаются в действительности, но чаще всего им не хватает ни таланта Эрики, ни напряжения внутренних сил. Гениальность игры Юппер заключается в том, что максималистский персонаж пианистки смотрится на экране очень естественно. Конечно, основной в фильме является не тема одержимости, а тема перерождения человека под влиянием психосоциальных факторов. За два часа экранного времени героиня предстает во многих обликах — от служительницы муз до извращенки.
Ленты Михаэля Ханеке — это непредсказуемое кино о человеческих отношениях. В них есть сходство с фильмами Квентина Тарантино. Оба режиссера показывают элементарные чувства и повседневную жизнь через призму насилия. Разница в том, что в фильмах Тарантино присутствует изрядное количество черного юмора, а в фильмах Ханеке напряжение достигает крайней степени, никаких послаблений для зрителя за два часа не предусматривается.
История, рассказанная Дарреном Аронофски в фильме «Черный лебедь», в основном схожа с историей, показанной в «Пианистке». Советовать поклонникам первого фильма второй я не решусь, но те, кому понравился фильм Ханеке «Забавные игры», совершенно точно будут довольны картиной «Пианистка».