Планета обезьян Planet of the Apes
В 1972 году группа
Писатели, работающие в жанре научной фантастики, обладают свойством предугадывать возможное развитие истории, причем случаи, когда фантасты оказываются правы, совсем не редки. Поэтому сама научная фантастика как жанр, является неким знамением, пророчеством, сигналом человечеству. Она, фантастика, как нерв, сообщающий болью организму (миру) о проблеме. Не стал исключением и фантастический роман «Планета обезьян» французского писателя Пьера Буля, по мотивам которого в 1968 году режиссером Франклином Шаффнером был снят одноименный фильм.
Космический корабль, отправленный осваивающими космос землянами к ближайшей звезде, совершает незапланированную посадку на неизвестной планете. Экипаж корабля во главе с лидером экспедиции Джорджем Тэйлором (Чарлтон Хестон) отправляется исследовать местность и находит группу людей, точнее диких людей, которые по своим повадкам больше похожи на животных. Внезапно появляются одетые, а главное — разумные и вооруженные обезьяны, которые начинают охоту на «пришельцев». Обезьяны убивают одного из членов группы — Доджа (Джефф Бертон), а всех остальных берут в плен. Космонавты попадают в научную лабораторию, которой заведует
Отдельно хочу выделить мастерскую игру Ким Хантер, Родди МакДауэлла, Мориса Эванса и других, которые, несмотря на всю сложность игры в обезьяньих масках, сумели придать своим персонажам неповторимость и натуральность.
Несмотря на то что роман «Планета обезьян» Буля и фильм Шаффнера вышли в
«Планета обезьян» — культовый фильм, полный злого сарказма, но эффектный и будоражащий умы. Авторам картины удачно удалось передать зрителю сардонический смех Пьера Буля, наполненный язвительной иронией по отношению к человечеству. Разве мы уже можем называть себя цивилизованными людьми? Разве новые автомобили, роскошная одежда и дорогая электроника помогают нам считаться людьми — венцом Божьего творения? Или животное начало, прячущееся в каждом из нас, способно в любой момент вырваться и погубить планету? Неужели ядерное оружие, гибельные войны, борьба за нефтересурсы и повальная преступность — это все то, к чему мы стремились в течение последних тысячелетий?
Фильм «Планета обезьян» жесткой сатирой, как хлыстом, проходит по человеческой гордыне, по людской глупости и завышенному самомнению. Нам всем необходимо перестать быть капризными детьми Земли, иначе в один момент мы увидим в зеркале не себя, а примитивных созданий, которые, не достойны носить гордое имя Человек. Ленте Франклина Шаффнера ставлю пять с плюсом.
«Планета обезьян», несмотря на свой почтенный возраст, остается одним из лучших фантастических фильмов. Франклин Дж. Шаффнер создал
В центре сюжета фильма — космонавты, потерпевшие аварию и попавшие на странную планету. Можно представить их шоковое состояние, когда они открыли для себя невероятное: люди одичали до состояния животных, а обезьяны эволюционировали. На странной планете, куда они попали, обезьяны, в доспехах и при оружии, правят миром и отлавливают людей.
Учитывая то, что фильму уже больше сорока лет, снят он просто потрясающе, как для своего времени. Конечно, спецэффекты и звуковое сопровождение могут показаться примитивными, но сюжет и игра актеров превосходят многие современные блокбастеры. Главное для фильма — размышления на тему человеческой природы.
Человекообразные обезьяны в фильме использованы в качестве яркого контраста: обезьяны разумны и умеют говорить — люди немые, обезьяны доминируют — люди покорно подчиняются. Очень важным отличием между двумя видами является отсутствие войн: обезьяны никогда не нападают, не убивают себе подобных. Как говорится, почувствуйте разницу. Кажется, что «Планета обезьян» — это идеальное место, в котором нет жестокости, насилия, страха и войн, для обезьян, по крайней мере.
Фильм характерен великолепным структурным планом. Несмотря на хронометраж в 2 часа, он не кажется скучным и затянутым. Во время просмотра возникают глобальные мысли о человеке, о его месте на земле, о проблемах, связанных с экологией и окружающей средой. Так или иначе, фильм ценен, прежде всего, не развлекательной, а философской составляющей. Тщательно прописанный сценарий обеспечивает увлекательный просмотр фильма на одном дыхании, заставляет не просто бездумно наблюдать за действием на экране, а включать мозги.
Актерская игра в фильме — на самом высоком уровне. Конечно, не могу не отметить работу гримеров.
Работу актеров, воплотивших образы обезьян, нужно оценивать, принимая во внимание сложность и специфику грима,
Резюмируя, можно сказать, что «Планета обезьян» образца 1968 года обязательна к просмотру. Не нужно ограждаться от фильмов прошлого века, убеждая себя в том, что они низкокачественные и давно не соответствуют стандартам. Оригинал, послуживший отправной точкой для создания такого количества фильмов, не может быть плохим. Убедитесь в этом сами.