Тринадцать дней Thirteen Days
Крайне нехарактерный для американского околовоенного кинематографа фильм «Тринадцать дней» можно назвать, пожалуй, единственным в своем роде. Подход режиссера Роджера Дональдсона оригинален в первую очередь тем, что стандартную для жанра ситуацию (противостояние, напряжение между США и СССР, холодная война) он рисует совершенно непривычными красками. Обычно в подобных фильмах принято изображать среднего американца интеллигентом, тонкой организации развитым человеком, ну, а нашего брата — в ватнике, валенках, с бутылкой самогона и ручным медведем. Следует отдать должное человечности и проницательности Дональдсона, ясности его режиссерского взгляда: в данном фильме ничего из перечисленных глупостей не будет.
Главное историческое потрясение 1962 года — Карибский кризис — длился две недели. Во второй половине XX века не было больше ни одного события, настолько приблизившего мир к падению. Это были две недели напряжения, драмы и угрозы ядерного опустошения поверхности планеты. Лишь одна ошибка или просчет — и от населенных мегаполисов остались бы лишь курящиеся
Итак, «Тринадцать дней» практически не содержит популярной антисоветской пропаганды. Его идея отнюдь не в том, чтобы в очередной раз показать зрителю, кто в тот момент был прав и кто виноват. Как это ни странно, основная мысль, которую несет в себе картина,-то, что в обоих лагерях есть свои подонки и негодяи, жаждущие крови. У любого из представителей как нашего, так и их народа есть ряд собственных проблем, переживаний, страхов и комплексов. Фильм как раз о том, что нравственно верный путь всегда самый сложный, но внутри каждого из нас есть некий секстант, указывающий верное направление. Тот, кто находит в себе смелость и внутреннюю энергию, чтобы идти этим путем, может называться благородным, достойным человеком. В то же время всегда были и будут такие, для кого компромисс с совестью — ежедневная правда жизни. Для них бомбардировка проще и гораздо эффективнее переговоров.
Безусловно, эта лента крайне политизирована. Идея и смысл достаточно узки, а потому не факт, что фильм может понравиться широкому контингенту зрителей. Здесь почти нет «боевиковости», мы наблюдаем чистой воды драму. Конечно, без некоторых сцен с самолетами и оружием было никак не обойтись, но они, работая на контрасте, лишь расслабляют зрителя, давая ему возможность отвлечься от дебатов в овальном кабинете, ну и иллюстрируют происходящее, конечно.
Китов, на которых держится мир фильма «Тринадцать дней», всего двое — это,
Поблагодарим же Дональдсона за замечательную ленту о том, что несмотря на внешние различия, каждый из нас внутри соткан из одной и той же ткани. Все мы — части одного механизма, и иногда, в случае когда опасность угрожает всей планете, нужно уметь объединиться и просто пожать друг другу руки.