Упражнения в прекрасном (Вышел в 2011)

oKino:
7.2
из 10
IMDb: 7.3 (182)
3

Ко всем постерам →

Смотреть онлайн
мин
Жанр: комедии
В главных ролях:
Виктор Шамиров
Гоша Куценко
Константин Юшкевич
Ксения Радченко
Павел Савинков
Ирина Апексимова
Дмитрий Осинцев
Дарья Плавинская
Все актёры →
Режиссёр: Виктор Шамиров
Продюсер: Андрей Новиков, Гоша Куценко
Сценарист: Виктор Шамиров, Гоша Куценко
Оператор: Семён Яковлев
Композитор: Дмитрий Катханов
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 15 декабря 2011

Сюжет

Комедия иронично и со знанием дела рассказывает о жизни гастролирующей антрепризы. Той самой жизни, что «тяжела и неказиста», загадочна и притягательна, смешна и трагична. Актерам, занятым в фильме, здесь есть что добавить, ведь все они отлично знают театральную изнанку. Так что приступы «звездной болезни» и разборки с продюсером, обсуждения публики и старые обиды, выплеснутые друг на друга, – все перипетии театральной жизни перенесены на экран остроумно и точно.

Трейлер

Кадры

Ко всем кадрам →

Рецензии

Антон Филатов
2 августа, 2011

Режиссёр картины Виктор Шамиров назвал свой фильм «Упражнения в прекрасном» ссылаясь на любимую цитату из Гётте «Разучивание прекрасного и постоянное упражнение в прекрасном неизбежно поднимают человека, если только он не совсем обижен природою». Фильм посвящён актёрам, работа которых и заключается в том, чтобы разучивать прекрасное, но остаётся открытым вопросом, обижены ли они природой…

Сюжет основывается на гастрольных буднях и закулисных перипетиях из жизни одной небольшой театральной труппы. Фильм предоставляет зрителю возможность окунуться в реалии закулисной жизни актёров, разделить вместе с ними как радости, так и печали. Труппа ездит по российской провинции с антрепризой, постоянно оказываясь в каких-то нестандартных ситуациях.

Начинаясь, как заправская комедия, фильм постепенно приобретает более серьёзные тона, так что последняя четверть картины максимально приближается к жанру драмы. Однако когда драматичные нотки в фильме начинают звучать всё громче и громче, он оканчивается и в ленте остаётся лишь намёк на другую — «негастрольную» — жизнь персонажей. И в этом кроется ещё один «мэседж» фильма — какой-то другой образ жизни эти люди вести не могут, так как их работа не даёт возможности существовать как-то иначе.

Так же как и в каждой шутке есть только доля шутки, так и в фильме каждая комичная сцена получает двоякое значение, заставляя одних смеяться, а других сочувствовать. В целом, каждый эпизод ленты балансирует между анекдотом и мелодрамой.

Как охарактеризовал своё произведение сам режисер: «Мы делали камерный фильм об отношениях людей…».

Лента основана на театральной постановке театра им. Моссовета. Если в спектакле всё сосредоточенно только вокруг людей, то в кино появляется возможность увидеть и среду, в которой оказываются герои этой истории. Актёры путешествуют по российской провинции, которая показывается колоритно и часто анекдотично. Поэтому лента стала в какой-то мере развитием спектакля, открыв его новые стороны.

Главные роли в картине исполнили Гоша Куценко в необычном парике (в образе знаменитого актёра), Константин Юшкевич (актер-балагур Вася), Виктор Шамиров (режиссер фильма, сыгравший актера-меланхолика Альберта) и Ксения Радченко в роли студентки-дебютантки. Каждый персонаж фильма имеет свой яркий колорит, кардинально отличаясь друг от друга. Но если на сцене все они сходятся под масками, то в реальной жизни сочетание таких людей — гремучая смесь.

Оканчивается фильм символичным появлением этой труппы на вокзале, среди занято-идущих в разные стороны людей. Среди суетящейся толпы стоят четыре актёра в гриме и костюмах, являясь как бы олицетворением каждого отдельного человека. Растворяясь в народе, актёры одновременно являются его символом. Об этом говорит и сам режиссёр: «Актеры для меня — это символ незначительности, иллюзии, имитации. Они замечательные люди, я среди актеров не встречал ни одного плохого человека… Мне казалось, что в этой своей ничтожности актеры и являются символом человека».
Особая прелесть — вылавливать в разговорах героев фильма «перлы», как-то «совесть должна быть, если не как у человека, то хотя бы как у актёра…» и проч.

На фестивале «Кинотавр-2011» лента получила приз «За лучший сценарий», а также награду «за лучшую мужскую роль» Константину Юшкевичу.