Рецензии пользователя oKiman

Внешняя политика весельчака Чарли

Большинство последних фильмов о войнах в Афганистане и в Ираке напоминают нам о том, до чего же скучны эти самые войны; возможно, поэтому мало кто эти фильмы посмотрел.

Конечно, все войны ужасны, но в хорошем кино акценты на этом печальном факте смягчаются. Взять, например, холодную войну: "долгая сумеречная борьба" (по выражению Дж.Ф. Кеннеди), чуть не приведшая к полному уничтожению планеты и ставшая источником постоянного напряжения, тревоги и страха для сотен миллионов людей по всему миру. Конечно же, это было ужасно. Но в то же время это было своего рода развлечением.

Это, если в двух словах, суть «Войны Чарли Уилсона» – наверное, самого смешного фильма о кровавой затяжной войне между Советской армией и афганскими моджахедами. В ходе этого конфликта США полуоткрыто снабжали оружием исламских антиимпериалистов и борцов за свободу на протяжении почти всех 80х годов. И создатели фильма, судя по всему, считают эту войну предтечей более позднего столкновения с антизападными исламскими террористами в Афганистане и по всему миру.
Но не будем забегать вперед. Ведь перед ответным ударом, мощный удар по свободе был произведен конгрессменом Чарли Уилсоном. И не будем слишком поспешно отказывать в мудрости его закадычному другу, служащему ЦРУ с плохим характером и еще более плохой прической, который сказал: «Если ты ввяжешься в эту войну, то ты как следует повеселишься».

Веселье и развлечение – настойчивый девиз фильма. Если его и можно назвать лучшим фильмом о политике за последнее время, то только потому, что режиссер Майк Николс и сценарист Аарон Соркин считают политику, несмотря на всю ее серьезность, поистине комическим представлением. Их фильм нельзя назвать легкомысленным и поверхностным, но он выгодно отличается от мрачности и серьезности некоторых последних картин, чьи названия я здесь тактично не стану называть. Отличается же он легким подходом к делу и скоростью развития сюжета: за 96 минут герои успевают выпить несколько коктейлей, сделать несколько дел и прогнать взашей русских.

Вряд ли можно назвать осмотрительность отличительным признаком храброго человека. И вряд ли можно найти более неосмотрительного героя, чем Чарли Уилсон, представитель от демократической партии Техаса в нижней палате Конгресса США. Мистера Уилсона, ушедшего из палаты представителей в  1996 году, с лукавой и плутоватой харизмой играет Том Хэнкс. Всегда очень приятно смотреть, как Хэнкс играет персонажа строго определенного типажа: в этом фильме ему досталась роль плейбоя средних лет с дьявольской ухмылкой на устах.

Бесстыжий донжуан, – человек, чье распутство кажется высшей формой галантности – Уилсон набирает в свой штат длинноногих красоток и ненароком соблазняет набожную дочку своего руководителя. В то же время он блестящий политик и человек, обладающий совестью – что с удовольствием обнаруживает его терпеливая и всевидящая помощница (Эми Адамс).

Когда Уилсон появляется на экране, он – в своей стихии: он в Лас Вегасе. Лежит в горячей ванне с моделью из журнала "Плэйбой", со стаканом виски в руке и с мыслями о последствиях вторжения советских войск. Боже, храни Америку! По мысли Николса и Соркина (переделавших восхитительную 500-страничную книгу Джорджа Крайла в отличный и очень живой урок истории) Уилсон – непохож на всех остальных политиков, и в то же время самый типичный политик на свете.

Либерал и распутник, он находит общую политическую цель (наряду с другими удовольствиями) вместе с Джоан Херринг (Джулия Робертс), светской львицей правых взглядов из Хьюстона, которая обожает Иисуса и мартини и ненавидит коммунизм. Прекрасная американка, полная противоречий: она защищает свободу и благочестие, позволяя затащить себя в постель (в буквальном смысле) неженатому конгрессмену и (в переносном смысле) президенту Пакистана Зиа (Ом Пури).

Третий участник этого великосветского джихада с множеством вечеринок – Густ Авракотос (Филипп Сеймур Хофман), служащий ЦРУ, чье первое появление в офисе Чарли Уилсона уже говорит о том, что фильм обещает превратиться в самый настоящий фарс. Густ, чья греческая кровь и рабочее происхождение заставляют его чувствовать себя неполноценным в окружении аристократов из ЦРУ, так же, как и Чарли обеспокоен нежеланием США снабжать афганских повстанцев оружием. И эта парочка стряпает тщательно разработанную махинацию, включающую в себя Израиль, Пакистан, исполнителя танца живота и уступчивого председателя подкомитета палаты представителей (Нед Битти).

Это похоже на анекдот, и создатели фильма рассказывают его четко и ярко. Но не стоит забывать и про вполне разумный месседж фильма:  нужно слегка изменить образ американского героя – меланхоличного стоика с квадратной челюстью. В фильме также вполне очевидна ностальгия по более простому миру 80х годов, когда плохие парни летали на МИГах, а американские политики были чуточку менее лицемерными.

В истории Чарли Уилсона заключена жизнеутверждающая и вполне современная мораль – наличие высоких устремлений вовсе не означает отказ от удовольствия. Хорошие парни - это те, кто знает, как весело проводить время; и те, кто абсолютно убеждены в том, что веселье – неотъемлемая часть свободы.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.