Рецензии пользователя oKiman

Есть что-то странное в просмотре фильма, два главных героя которого почти две трети ленты не то, чтобы не появляются в ни одной общей сцене, а вообще не подозревают о существовании друг друга. С одной стороны, можно обвинить Ридли Скотта в желании выделить одинаковое количество экранного времени обеим звездам - оно является вполне оправданным в глазах чиновников от кино, но к искусству отношения вообще-то не имеет. А с другой, в этом можно увидеть на несколько граммов более амбициозный замысел - стремление сознательно разделить две составляющие, из которых состоит распространенное в наше время понятие “американская мечта” (не зря нам о нем напоминали в рекламном ролике), а именно успех и порядочность, между двумя персонажами, у которых нет ничего общего, - кроме того, что оба они настоящие личности, которые ни единой секунды не сомневаются в своей правоте. (О важности второй составляющей свидетельствует крылатое выражение, которое пропагандируется, по крайней мере на словах, в Америке не первый век: “Преступление не приносит прибыли”.)

С одной стороны - успех, Фрэнк Лукас. Классическое воплощение “американской мечты” - достиг всего благодаря старанию, настойчивости и умению находить свежие ходы (покупать наркоту в Бангкоке и перевозить ее в гробах для того времени было настоящим ноу-хау в этой отрасли). Не раз и не два именно он будет в фильме ходячим воплощением мечты об успехе, к которой он, по классически американским понятиям, кстати, намного ближе, чем большинство звезд шоу-бизнеса или спорта, которые выбирают роскошный образ жизни. Фрэнк честно делает свое дело (продает товар лучше, чем у конкурентов, по цене, ниже, чем у конкурентов, - это по современным меркам утопия и нонсенс, но звучит красиво), он образцовый семьянин, заботится об абсолютно всех своих родных (хоть и без всяких колебаний учит братьев и кузенов уму тумаками достаточно большой степени кровавости), ходит в церковь с мамой, еженедельно относит цветы на могилу покойного покровителя и учителя жизни. Он пытается не бросаться в глаза (если бы не подаренная женой дурацкая шуба, его, по-видимому, до сих пор никто бы не заметил), и это немалая часть привлекательности образа, хотя есть и другие. В кадре он никого не предает, а убивает лишь тех, кто ему откровенно противодействует, - однако убивает без всяких колебаний и упреков совести, напоминая этим молодого Вито Корлеоне в выполнении Де Ниро. Последствия его бизнесовых дел в кадре появляются, и то будто случайно, раз или два. Нет никаких сомнений, что для воспитанного на “Бригадах” поколения именно он будет настоящим положительным героем.

С другой стороны - порядочность, Ричи Робертс. Причем порядочность эта в четко жанровых границах - к отношениям с женщинами, например, она отношение не имеет. Однако что касается честности перед законом - здесь господин Робертс настоящий образец, за что его и не любят другие представители закона. И, несмотря на это и сказанное в первом абзаце, все же понять, для чего он присутствует на экране в первой половине фильма, очень тяжело - настолько оторванной от реальности тотальной коррупции мира Фрэнка Лукаса кажется его личность. У него как персонажа настоящая цель появляется в середине картины, когда интерес к нему уже успел снизиться почти до нуля. В данной ленте Робертс намного лучше сработал бы как яркий персонаж второго плана с немногими меткими сценами: если выбросить за пределы сценария никому ненужные сцены с напарником-наркоманом, женой, разводом и дружбаном-мафиози, останется типаж почти интригующий, который для мира, в котором существуют Лукас, его коллеги и конкуренты, навсегда останется загадкой за пределами понимания. Желание приземлить воплощение честности в данном случае работает против образа и его роли в общей концепции фильма.

В последние десять минут ленты успех и порядочность наконец встречаются на экране и чуть ли не жмут друг другу руки от такого счастья. Момент, слишком переигранный актерами и прописанный в сценарии почти насильственно (мы все ныне знаем, что Фрэнк и Ричи впоследствии подружились, но это произошло не в первые десять минут и даже десять дней знакомства), но в общую концепцию он более-менее вписывается - успех и порядочность находят общий язык, идя вдвоем на определенные уступки, и наконец образуют американскую мечту для того… чтобы посадить несколько продажных копов. Приехали. Но не важно.

Трактовка двух главных образов первоклассными актерами - на должном уровне, но не содержит никаких неожиданностей. Представить Вашингтона в роли, преисполненной негативной харизмы, после “Тренировочного дня” так же нетрудно, как Кроу в амплуа воплощения добродетелей - следовательно, про “Оскары” можно забыть. Мог быть шанс разве что у Ассанте в роли мафиози, однако она слишком эпизодическая и в ней недостает характерных красок - следовательно, шансов тоже немного.

Вообще то, что этой профессионально снятой, местами умной, но ничем не выдающейся ленте предрекают “оскаровское” будущее, в известной мере развлекает. Миф “Крестного отца” все еще живет в подсознании киноманов, но гангстерских фильмов сейчас снимают настолько мало, что почти каждую более-менее масштабную работу в этом жанре задолго до премьеры зачисляют в академические номинанти. Шутка в том, что достойных внимания фильмов в США сейчас вообще снимают настолько мало, что и у крепкой, но ничем не выдающейся криминальной драмы есть неплохой шанс - об этом свидетельствуют “Отступники”. Поэтому, покачав головой и пожав плечами, пожелаем успехов “Гангстеру” - по крайней мере негативной реакции он точно не вызывает.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.