Рецензии пользователя oKiman

Вопрос, который возникнет в голове у любого, кто сейчас смотрит этот фильм, - или есть у него шансы получить “Оскар”?

Определенный шанс есть, поскольку мелодрамы о разрушенной войной любви Киноакадемия награждала в последний раз 11 лет назад, отдав статуэтку “Английскому пациенту”. С другой стороны - именно к теме разрушенной войной любви картина ничего революционно нового не добавляет. Есть меткие психологические наблюдения, искусное актерское исполнение и продуманное построение кадра, но трудно уберечься от сравнений с уже виденным - “путь домой” Робби чем-то напомнит странствия Джуда Лоу из “Холодной горы”, отдельные сцены - “Спасение рядового Райана”, и этот список можно продолжать еще долго. Это совсем не отрицает то, что обе составных формулы - война и любовь - изображены в достаточной мере эпически и психологически, учитывая эпоху и характеры персонажей.

Однако настоящая сила фильма все же не в любви и не в войне, а в аспекте вины и вынесенного в название искупления, потому и по-настоящему главным персонажем вышла Брайони в блестящем выполнении трех актрис, а не герои Макэвоя и Найтли, которые тоже сыграны неплохо. Кстати, если Макэвой кажется вполне достойным кандидатом в номинацию “Лучший актер”, то Найтли трудно назвать серьезной претенденткой на “Оскар” за главную женскую роль - хотя бы потому, что ее на экране слишком мало. Здесь была бы более уместной номинация за роль второго плана (и в ней у актрисы было бы немного больше шансов), но все же есть подозрения, что если звезду такой величины и решат номинировать, то в категории главной женской роли (возлюбленная главного героя почти всегда считается в Голливуде главной героиней, что подтверждает распределение номинаций для актрис из того же “Английского пациента”). Однако вернемся к настоящей главной героине “Искупления”.

Не случайно музыкальным лейтмотивом фильма является громкий стук клавиш пишущей машинки - именно так, уверенно и с подаренной юностью энергией, девочка-гений (а она таки гений, по крайней мере человек, одаренный как писатель, о чем свидетельствует ее последующий жизненный путь) подгоняет реальную серую жизнь под прочитанные, услышанные и нафантазированные черно-белые представления о добре и зле - с ощутимыми последствиями для окружающих, иногда очень болезненными. Самый сложный кусок роли, бесспорно, достался юной Саорайз Ронан - и пусть хоть трижды повторят знающие люди, что дети на самом деле не играют, а просто могут быть хорошо подобраны на роль по характеру, она таки дает зрителю почувствовать непростую и не очень приятную истину о том, что у плохого поступка часто есть десяток причин, в том числе те, о которых успели забыть и никогда не вспомнят, а также хорошие намерения (они всегда приводят ясное дело куда) и просто испорченное настроение (в данном случае - непоставленной пьесой).

Но можно ли считать сделанное ею действительно плохим поступком? По последствиям - конечно, а по мотивации? Можно ли приравнять к настоящему греху попытку ребенка судить то, о чем она и представления не имеет? Является ли отсутствие опыта в данном случае своеобразной индульгенцией - не в глазах самого человека или тех, кто стал жертвой его “обвинений”, а в глазах постороннего наблюдателя, как, например, зритель в кинозале? Вопрос такого типа авторы оставляют для самого зрителя, вместо этого отвечают на другой.

Это вопрос о том, достойно ли греха искупление, которое предлагает в конце своего жизненного пути Брайони, зная, что ей осталось жить недолго (настоящий королевский финал для образа, воплощенный как всегда несравненной Ванессой Редгрейв). Так же, как в детстве ее бурная фантазия приравняла неплохого парня к придуманному ею злодею из пьески, так и сейчас она продолжает “обгонять” жизнь, воскрешая людей, которых давно уже нет, давая им шанс на бумаге жить долго и счастливо, а на самом деле - просто быть узнанными миллионами тех, кто в противном случае никогда бы не заинтересовался их судьбой. Искусство неизменно опережает безжалостную реальность, оставляя ее далеко позади - где, по-видимому, ей и место. Согласится ли с этим Киноакадемия - увидим.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.