Рецензии пользователя Антон Филатов

Подсказка для понимания идеи фильма заключается в его оригинальном названии — Caótica Ana. Сознание человека — это лишь поверхность его разума. Значительно большее заложено в подсознании, в его иррациональных способностях. А подсознание — это хаос…

Фильм начинается с увертюры, в которой прирученный ястреб убивает голубку за то, что та случайно его обгадила. И после того, как хищная птица вернется на кожаный рукав своего хозяина, начнется обратный отсчет глав фильма от десяти к нулю. Так же считает экстрасенс, возвращая своего пациента из гипнотического сна в реальность. Однако такая увертюра сразу настраивает зрителя на то, чтобы в каждой из глав ожидать трагедию.

Главная героиня Анна (Шалотта Ремплинг) живёт вместе с отцом на свободном острове Ибица в пещере, оборудованной под современное жилище. Её отец не признаёт современную цивилизацию и до самой старости ни разу не садился в автомобиль. В свою очередь мать ей заменяет природа. Занимается Анна по сути только тем, что рисует она малопонятные картины, а также двери на стене собственной пещеры. Но что же кроется за этими дверьми, которые ей постоянно тянет изображать и откуда возникают мотивы её картин остаётся загадкой и для самой Анны.

Оказавшись волей случая в большом городе, контрастно отличающемся от её мирного островка с пещерой, она погружается в абсолютно непривычную для себя атмосферу. Эта перемена действует на её эмоциональное состояние, как электрический разряд. Анна поступает в колледж для свободных художников в Мадриде. В подобном творческом притоне исчезают грани между действительностью и миром искусства. Именно здесь открываются глубины сознания Анны и начинается её беспокойство.

Встречая в жизни случайные образы, она начинает задыхаться и терять сознание, как при эпилептическом приступе. Это происходит не спонтанно, а по некоторому необъяснимому зову её внутреннего мира. Входя в гипнотическое состояние, её устами проговаривают девушки из разных времен, которых объединяет трагическая смерть в 22 года (именно столько и самой Анне). Что значат эти реинкарнации во время гипноза не знает ни она сама, ни специалист, взявшийся за изучение её феномена.

Через метафору такого беспокойства Хулио Медем пытается объяснить, в чем заключается источник творчества. Ведь его корни стоит искать не столько в самой реальности, как где-то между действительностью и сном, видимым миром и бессознательным.

В одной из современных театральных теорий тело человека воспринимается, как источник невероятной энергии и как хранитель неохватного объёма информации. По словам теоретиков, человеческое тело хранит в себе каждое движение от самого первого человека и до наших дней. Поэтому и память человечества сохраняется не только в предметах быта или искусства, но прежде всего в самом теле человека и в его «психическом пространстве».

В этом фильме большое внимание уделено физиологичности, что тоже отсылает не столько к эротике, сколько к естественности персонажей. Кроме того, подчёркивается значение тела как самоценности, в котором воплощены первобытная мудрость, сила и красота.

Это очень эмоциональное кино, которое пронизывает зрителя какой-то необычной архаичной магией. О причине беспокойства Анны продолжают спорить и сегодня, спустя четыре года после выхода фильма. То ли это пышущая жизнью девчонка превращается в мать вселенского масштаба. То ли она ребёнок, заблудившийся во вселенной человеческой памяти.

В 15 лет Медем снимал немые бессюжетные фильмы. Сейчас же, набравшись опыта, он не оставил в прошлом свои эксперименты с бессюжетностью и спонтанностью в повествовании. В этом фильме он разрабатывает свой излюбленный приём «спирального сюжета», когда зритель постепенно «ввинчивается» в происходящее на экране. Сначала он видит самые обобщённые очертания всей картины, а потом постепенно вникая в детали и тонкости эпизодов, приближается к центральной точке сюжета.

Прототипом главной героини стала сестра-удожница Хулио Медема, которой он посвятил картину. Часто в фильме использовалась её живопись. Однако посмотреть саму ленту сестре Медема было не суждено — она умерла незадолго до премьеры. Её картины как бы иллюстрируют душевный хаос героини, который, просачиваясь на поверхность, наполняется красками, солнцем и звуками.

Последняя сцена ленты отсылает к фильму Феллини «Ночи Кабирии». Главная героиня пойдёт по улице, улыбаясь сквозь слёзы. Что может красноречивее сказать об обретённом покое внутри себя самой. Ускоряя шаг по суетливой Нью-Йоркской улице, она оставляет позади всё пережитое (и человека, которого любила, и талант к живописи и способность пробуждать голоса погибших девушек). Она словно пробуждается к новой, уже не-беспокойной-жизни. Но вместе с тем, как она закроет в себе дверь в подсознание (в хаос), не уснёт ли Анна с простоте обыденного мира. Не станет ли это перерождение главной героини смертью «Беспокойной Анны»?


Написано под miles davis


Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.