Рецензии пользователя Антон Филатов

Появление этой документальной кино-поэмы имеет все шансы стать самым ярким кино-событием года. Эту картину сразу после премьеры не без лишнего пафоса провозгласили «первым арт-хаусным 3D-фильмом». Однако если поглубже уйти в историю кино, то творение Вима Вендерса если и может претендовать на звание такое, то не более, чем первого в этом году, так как авторский кинематограф уже достаточно давно освоил «объёмную» технологию.

Заслуга Вендерса в том, что он вывел 3D технологию на новый качественный уровень. При этом он не только использовал самые современные технологии 3D съёмки, но и открыл новую выразительную сторону «объёмной картинки».

В фильме присутствует множество эпизодов из балета, так что 3D изображение помогает разграничить первый и второй план каждой постановки. Особенно выразительно выглядит композиция на экране, когда танец внедряется в самый неожиданный ландшафт — разворачиваясь не на сцене, а посреди улицы, в цеху завода, в вагоне метро, в пустыне и т. д. Так же как танец гениального хореографа Пины Бауш выходил за пределы сцены — фильм о нём выходит за пределы экрана. Таким образом, поэтическое пространство, созданное в танце Пины, практически без потерь перешло и в фильм Ведерса.

3D подчёркивает выразительность и экспрессивность самого танца, который по сути и является главным героем фильма. «Я был уверен, что 3D и танец созданы друг для друга. И я не разочаровался» — признался режиссёр в одном из своих интервью.

Касательно же технических особенностей фильма, то благодаря 3D, на плоском экране не теряется глубина сцены, а с ней и точность пластических смыслов соприсутствия. «Пина» пошла ещё дальше «Аватара», признанного первым фильмом, выведшим объёмную технологию с уровня аттракциона до необходимой составляющей визуального ряда фильма. Эти фильмы отделает два года, а соответственно и весь массив технологий, которые были изобретены и воплощены за это время. Поэтому сопоставлять фильмы несправедливо. Например, в творении Кэмерона у людей на заднем плане во время движения сливаются конечности, чего невозможно было избежать с технологиями 2009 года.

В основу фильма легли четыре главные постановки Пины Бауш, которые она лично отобрала для этого проекта: «Кафе Мюллер» — танец со столами и стульями; культовая «Весна Священная», которую танцуют на сцене, покрытой торфом; монументальное «Полнолуние», сценография которого включает огромную скалу на пол-сцены; и «Контактхоф» — балет телесных эмоций.

Кроме этого, в фильм вошли интервью-воспоминания членов международной танцевальной труппы Пины Бауш. Короткие воспоминания о своём учителе каждый из танцоров произносит молча — голос звучит из-за кадра, в то время как в кадре показывается портрет молчащего человека. Этим используется один из излюбленных Вэндерсом «внутренних разговоров», которые часто появлялись, например, в «Небе над Берлином». На момент съёмок фильма самой Пины Бауш уже не было в живых. Но тех, кого нет рядом с нами, остаются внутри нас — в наших мыслях и воспоминаниях. Подобный метод «внутреннего диалога» как бы воскрешает саму Пину, делая её как бы собеседником воспоминаний и размышлений танцоров труппы.

За счёт эмоциональной насыщенности самих танцев Пины Бауш, отрывки из которых занимают 90% фильма, сведена к минимуму драматургия самой документалки. В ней нет хронологии жизни хореографа, внимательного всматривания в отдельный этап жизни Пины или других традиционных способов построения фильма-портрета. Вендерс сосредоточился на том, чтобы сделать прежде всего метафизический портрет хореографа, лишь в отдельных эпизодах показав саму бледную хрупкую Бауш. Главное в фильме — состояние жестокой и вдохновляющей свободы и желание обнажить её, состояние столь знакомое каждому из нас и все же неповторимое.

Несмотря на предложения больших киностудий, Вендерс всегда оставался верен своему экспериментаторскому стилю. В течении своей карьеры он снял множество документальных лент о музыкантах («Клуб Буэна Виста», «Человеческая душа» и др.), кинорежиссёре («Токио-Га»), модельере («Записки об одежде и городах») и других выдающихся деятелях. «Пина» дополнила список видов искусств, которые попали под оригинальный взгляд режиссёра.

Вендерс дружил с Пиной Бауш с 1980-х и они неоднократно обсуждали идею фильма. Однако режиссёр не хотел приступать к съёмкам, так как не знал, каким образом можно было бы передать поэтику танца Пины. И лишь когда он посмотрел фильм-концерт группы U-2 в 3D, его творческие замыслы окончательно оформились.

Для самой Пины Бауш это уже далеко не первое появление в кино. В ленте Феллини «И корабль плывет» она исполнила роль Слепой принцессы. Герои картины Альмодовара «Поговори с ней» заворожено смотрят её балеты «Кафе Мюллер» и «Мазурка Фого».

Когда фильм уже был оговорен и вот-вот должны были начаться съёмки, Пина Бауш умерла. Вим Вендерс в связи с этим остановил работу над фильмом и он бы так и не появился, если бы сами танцоры театра Пины Бауш не настояли на съёмках. Уход из жизни хореографа придал некоторым эпизодам фильма меланхоличное настроение. О самом руководителе труппы говорит лишь хроника и, конечно же, сам танец. «Умирая, человек превращается в вальс…» — говорил персонаж Саши Соколова в романе «Школа для дураков».

На украинские экраны этот фильм впервые попал в рамках Второго Одесского Международного Кинофестиваля.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.