Рецензии пользователя Антон Филатов

Как и в предыдущей своей картине «Антихрист», Ларс фон Триер строит «Меланхолию» на экзистенциальных формулах, погружая своих героев как подопытных существ, в предельную ситуацию. Однако если в прошлом фильме действие было камерным, сосредотачиваясь на драме отдельной семьи, то на этот раз масштаб катастрофы выходит за рамки целой планеты.

Символы фильма, несмотря на своё обилие, очень плотно вплетённых в реальность того мира, который выстраивает Триер. Так, например, празднование свадьбы, с которого и начинается «Меланхолия», становится своеобразным символом жизни.

Действие разворачивается между двумя сёстрами Жюстин и Клэр, которые стали как бы двумя полюсами одной трагедии. Первая, в необычайном исполнении Кирстен Данст, — словно лишняя в этом мире, в свою очередь её антипод Клэр всегда старается сохранять благоразумие.

Отличия сестёр, начиная от цвета волос и оканчивая тем, как они встречают конец света, подчёркиваются в фильме ежечасно. В то время как Клэр во время свадебной церемонии следит за расписанием и дрожит за каждую потерянную минуту, стараясь, чтобы всё шло по плану, Жюстин словно нарочно пытается сорвать праздник. При этом деликатность режиссуры подсказывает зрителю, что действия каждой из героинь не столько осознанны и продуманы, сколько заложены как бы в их природе. Рациональность Клэр — это столько воспитание и чувство приличия, сколько мировоззрение, ровно и как произвол Жюстины — не бунтарство и не намеренное желание пойти против всех, а как бы зов природы.
Если Жюстина пытается освободиться от окружающего мира (не к этому ли подталкивает человека чувство меланхолии), то Клэр всеми силами старается сохранить порядок. И если первая встречает конец света в полнейшем смирении, то вторая даже не может представить, что делать. Паническое состояние Клэр красноречиво показывает её попытка «убежать» от конца света на автомобиле для игры в гольф, который напоминает угрушечную машинку.

В каждом своей ленте Триер предлагает зрителю новую трактовку пространства. Так, в «Рассекая волны» состояние главной героини выплескивалось в бескрайние северные пейзажи, в «Догвилле» мирок американского городка был до того прозрачен, что оставлял всех своих жителей в полнейшей слепоте.

Фильм «Меланхолия» — это и пространство космоса, как небесного порядка, и пространство планеты Земля, уязвимость которой чувствуется в роковой для неё момент — перед самым концом света, когда её бросает то в жар, то в холод, как человека в предсмертной горячке.

Однако не менее насыщенно и пространство между людьми. Не зря в фильме уделяется столько внимания роскошным полям для гольфа. Как признался сам режиссёр, он «украл» этот образ в «Ночи» Антониони.

Режиссёр продолжает прямо с экрана задавать вопросы, но ещё до того, как зритель успевает задуматься, Триер уже спешит убедить его в безнадёжности всяких попыток найти ответ. Пустота, которая ежеминутно нагнетается в ленте, и становится единственным внятным ответом на вопрос о том, что такое меланхолия и что такое конец света. Удивительным образом режиссёр ставит зрителя в тупик при попытке последнего хоть как-то объяснить увиденное на экране.
Выходя из зала, чувствуешь себя лишённым способности говорить. Поток образов, который обрушивается на зрителя, не вмещается в слова, при этом, однако, предельно точно объясняя сложнейшие вопросы существования исключительно за счёт визуальных образов.

Некоторые поклонники творчества Ларса фон Триера остались недовольны его последним творением. Однако некоторые, самые усидчивые из них, усмотрели в этой ленте попытку «великого провокатора Триера» быть неугодным не только всезнающей гильдии циничных кинокритиков, но и им самим. Что ж, смелости режиссёра в таком случае остаётся лишь позавидовать — его желание «быть неугодным» всем и каждому вплоть до своих единомышленников в очередной раз поражает.

Написано под оперу Вагнера «Тристан и Изольда»

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.