Рецензии пользователя Антон Филатов

Сюжет фильма «В зеркале» (Ayneh-ha-ye rouberou) развивается вокруг встречи двух иранских женщин, которые являются практически полной противоположностью друг друга. Первая — Рана — наивная и набожная, преданная мусульманским традициям женщина. После того, как её муж оказывается за решёткой из-за того, что не может выплатить долг кредиторам, она вынуждена сесть за руль и работать таксистом, чтобы выжить самой с ребёнком и по-немногу погашать огромный долг мужа.

Другая — Адина — скрытая трансексуалка из очень состоятельной семьи, которая пытается сбежать из Ирана в Германию, где может свершиться её мечта и она поменяет пол. Её бунтарская натура нарочито подчёркивается практически в каждой сцене и поступке. Одевается она как парни, однако на ней такая одежда смотрится не столько мужеподобно, сколько вызывающе.

В самый ответственный период для каждой из этих женщин, их судьбы пересекаются. Пытаясь понять друг друга, и Адина и Рана получает свой жизненный урок.

Так, Адина, увидев, как её подруга скучает по арестованному мужу, говорит, что сможет начать жизнь в свободном обществе Германии, где нет запрета на то, чтобы поменять пол, но, наверное, никогда не сможет испытать те же чувства любви, какие испытывает Рана.

Таким образом гомосексуализм в фильме показывается скорее как признак социальной свободы, нежели душевной.

Один из важных второстепенных персонажей фильма — дорога. Так, в эпизоде, когда обе главные героини рассказывают о своей судьбе, которая заставила одну заниматься абсолютно не женским делом, а другую — вовсе сменить пол, показывается горная дорога, в то время как слова героинь слышны из-за кадра. Таким образом, при помощи традиционного символа жизни — дороги — подчёркивается как бы неотвратимость происходящего в жизни каждой из них.

Если Рана, сев за руль в качестве таксиста, показывает, что отступать от традиций можно, если это вынуждают обстоятельства (ведь в Иране не принято, чтобы женщина занималась такой работой). То Адина — доводит право не повиноваться традициям до высшей меры.

Эти два персонажа близки в своей противоположности. В связи с этим у фильма и такое название «В зеркале» (Ayneh-ha-ye rouberou), которое можно, с одной стороны, толковать, как раздвоение в личности самой Адины (тайно желающей поменять пол). С другой же — обе главные героини идеально отображаются друг в друге: каждая из них борется за своё счастье, спасая свою «вторую половинку». И если для Раны эта «половинка» — в муже, то для Адины — в том, кем она станет после операции.

Зеркало хоть и отображает реальность, но всё же показывает лишь иллюзорную (плоскую копию) реально существующих вещей. Однако человек в праве самостоятельно решать: по какую сторону от зеркала — иллюзия, а по какую-реальность. Общность и в то же время различие между главными героинями как раз в том и заключалась, что реальность для каждой из них находилась по разные стороны от плоскости зеркала.

Большое внимание уделяется обычаям и традициям, с которыми подобное инакомыслие Адины никоим образом не вяжется. В картине ощутим перевес в сторону симпатии к этой героине. В то время как другая сторона показывается достаточно упрощённо — её отец, для которого поступок дочери это не инакомыслие, а кощунство, показывается упрямым и агрессивным, в нём однобоко показываются отрицательные черты.

Конфликт на почве гомосексуализма в фильме показывается эмоционально и эстетически, при этом спорам и обсуждениям этой проблемы уделяется не слишком много внимания. Даже восприятие патриархально воспитанной и живущей Раны проблемы Адины выглядит слишком спешным, ведь женщина, все свои годы прожившая в подобной традиционной идеологии, вряд ли бы смогла столь спешно принять «кощунственную» точку зрения своей подруги-трансексуалки.

В Иране только зарождается эта проблема, точнее, с каждым годом становится чуть громче её публичное звучание. При этом, каждый фильм, поднимающий эту тему оказывается под угрозой строгого запрета. Например, в этом месяце в стране запретили все телепередачи, в которых показываются любовные треугольники или полуобнажённые мужские тела. Если в Иране накладываются запреты на такие (вовсе не берущиеся во внимание в «западном» мире) вещи, то разве может идти речь о столь сложной проблеме гомосексуализма?

Подобная острая реакция на гомосексуализм в кино в Европе возникала не позже 60-х годов. Однако наша культура значительно гибче закостенелого мусульманского традиционализма, который ещё долго будет принимать подобные коллизии в штыки.

Нарочито в фильме «В зеркале» (Ayneh-ha-ye rouberou) и изображение «свободного Запада» — в тех нескольких эпизодах, происходящих в Германии, постоянно происходит какой-то праздник: по улицам ходят артисты в карнавальных костюмах, а среди обычных прохожих нет практически ни одного, кто бы ни улыбался.

Написано под армянский дудук Дживана Гаспара

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.