Рецензии пользователя Антон Филатов

Во многих сюжетах, разворачивающихся на фоне военных действий, неоднократно показывался мир посреди войны. Когда в любую минуту может начаться обстрел и буквально из-за ближайшего поворота могут выйти враги, особенно ценны минуты покоя, когда можно вспомнить, как жилось в мирное время.

Однако фильм «4 дня в мае» пошёл дальше этого, уже давно изжившего себя сюжета. Здесь показывается война в мирное время, что шокирует ещё больше, нежели обычные сражения.

События картины разворачиваются на морском побережье Германии с 5 по 8 мая 1945 года. Именно в эти переломные дни, когда объявляется капитуляция Германии, прошедшим через всю войну солдатам приходится вспомнить законы мирного времени, от которых не менее болезненно приходилось отвыкать когда-то в самом начале Второй Мировой.

Далеко не все, как оказывается, готовы отказаться от жестоких законов войны, когда разделение происходит не столько на «добро и зло», сколько на «своих» и врагов». Настоящими героями войны в фильме показываются именно те, кто во время войны сумел пронести именно законы мира, а не законы войны.

После просмотра этой ленты фраза «война за мир» приобретает новый — более широкий смысл.

Всю эту историю зрители видят глазами тринадцатилетнего мальчика, который оказался «единственным мужчиной» в сиротском приюте, где к концу войны остались только девочки. Очевидно, всех подростков постарше забрали в Гитлерюгенды, а его оставили в женской компании. Поэтому свои обиженные амбиции нереализованного солдата он компенсирует мечтами. Всё происходящее вне дома для него — словно игра.

В фильме нет явного акцента на военных действиях. Во время кульминационной битвы мальчика попросту закрыли в подвале. Однако эффектность сцен, когда он появляется на месте сражения после битвы среди трупов и обгоревших снарядов впечатляет ещё больше, чем кровавая перестрелка, которые слишком банально выглядят в военных фильмах.

В картине «4 дня в мае» нет хрупкого ребёнка, который оказывается в самом пекле войны, воспринимая все её ужасы во много раз сильнее, чем обычные солдаты. Мальчик в этом фильме — это не дитя войны, которое не знает, как жить в мирное время (как, например, в «Ивановом детстве»), а — наоборот — ребёнок мира, в котором воспитываются, прежде всего, моральные качества.

Скандальность самой сюжетной завязки не может не спровоцировать споров вокруг того, насколько правдоподобен весь сюжет. Несмотря на то, что все авторы ленты в один голос говорят, что каждое действие было воспроизведено по воспоминаниям свидетелей — даже самый впечатлительный зритель увидит, что в некоторых сценах слишком мало правдоподобности.

При этом, однако, факт нападения русских солдат друг на друга уже в мирное время в рамках этого фильма выглядит весьма оправдано. Более, того, в этом кроется формула современных взаимоотношений наших северных соседей, у которых словно вовсе отсутствует любовь и уважение к человеку. Здесь показывается, что с такой же самоотверженностью, как немцы готовы защищать каждого своего ребёнка, русские готовы убить своего соотечественника. Разве эта безумная жестокость не присутствует и сегодня — в самое, что ни есть мирное время…

Режиссёр Ахим фон Боррис малоизвестен украинским зрителям. Этот фильм стал его третьей полнометражной работой после лент «Англия!» и «К чему помыслы о любви?» снискавших высокие оценки критиков. Обе его предыдущие картины демонстрировались на престижных кинофорумах и получали множество наград на кинофестивалях не класса «А».

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.